Когда мы говорим о достижении культуры Чувашской республики, как правило, вспоминаем Симбирскую чувашскую учительскую школу.
А. В. Луначарский, оценивая значение этой школы, говорил, что она стала источником возрождения всей чувашской культуры. В Симбирской школе формировался талант первых чувашских композиторов и музыкальных деятелей, в том числе и основоположника чувашской профессиональной музыки Ф.Павлова. Именно ему суждено было стать автором первого чувашского симфонического произведения, балетной фантазии "Сарнай и Палнай".
Тридцатые годы XX столетия – время становления чувашской симфонической музыки. С. Максимов (воспитанник Симбирской школы), В. Кривоносов, И. Люблин создали ряд симфонических произведений. В тот период в развитие чувашской симфонической музыки большой вклад внес композитор В. Иванишин. Выпускник композиторского факультета Ленинградской государственной консерватории по классу профессора М. О. Штейнберга...
Необыкновенно красивая чувашская песня в духе Era и Enigma (звучит в качестве сопровождения слайд-шоу о чувашской вышивке 18-20вв)
Чувашский клип
Самым массовым видом творчества была вышивка (тере): ею занималась
буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются у
чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки и...
Наиболее
ярко раскрылась песенно-приподнятая,
фольклорно-романтическая стилевая
направленность стихотворений В. Урдаша
и М. Волковой. Стихи-песни поэтов искренни
и естественны, внешне просты, что не
означает их примитивности. Они сумели
разработать характерный для песни
тематический комплекс.
Музыкальная культура народов
Симбирско-Ульяновского региона
своеобразна и одновременно имеет свои
национальные особенности. Исследователи
(Т.Ананичева, М.А.Енговатова, Л.Суханова
и др.) отмечают, что для музыкальной
культуры всех народов данной территории
характерно наличие приуроченных и
неприуроченных песенных жанров.
В истории
чувашской музыки 1917-1920-е гг. стали
периодом формирования
национальной
композиторской школы, первыми
представителями которой были
С.М.Максимов,
Ф.П.Павлов, В.П.Воробьев. Возникновению
данного феномена
способствовали резкие
социально-культурные изменения,
происходившие в
обществе после революций
1917 г.
Игра чувашских музыкантов признана самой волшебной в России
Студенты Чувашского педагогического университета (оркестр народных
инструментов) выиграли Гран-при на престижном Международном фестивале
«Волшебные струны России»....
Ежегодно в Анапе собираются музыканты, играющие на русских народных
инструментах. Многократно бывали там и чебоксарцы. Но Гран-при этого
конкурса приехал в Чувашию впервые. Чувашские музыканты стали лучшими
среди сорока участников. Им пришлось соперничать со студентами
консерваторий и профессиональными исполнителями.
Мюзикл
удивил зрителей рядом авангардных
сценических элементов, смелостью
режиссерских идей, совмещением
традиционных музыкально-драматургических
приемов и современных технологий.....
Массовый интерес к эстрадной песне, небывалое увлечение «попсой»,
появление разнообразных исполнителей – как профессиональных, так и
самодеятельных – начались в конце 80-х годов. Это стало почти синонимом
эстрадного искусства.
Современное состояние и проблемы развития чувашской эстрады
Национальными достижениями последних 20 лет можно считать уже то, что мы
перестали стесняться говорить в общественных местах на чувашском, на родном
языке пишем вывески, объявляем остановки на транспорте. И изучение чувашского в
городских школах, в вузах большинство воспринимает как должное. В этот же ряд
можно поставить и национальную эстраду. Вспомним хотя бы, была ли она вообще у
Чувашии лет 20-25 лет назад?
С.М. Максимов композитор Октябрěн 30-мěшěнче паллă чăваш композиторě, чăваш музыка культурин тěпчевçи Степан Максимович
Максимов çуралнăранпа 115 çул çитрě. С. Максимов республикăра чăваш
музыкине йěркелекенěсенчен пěри пулнă. Унăн хăйне евěр расна
пултарулăхě чăваш халăхěн музыка культуринче тивěçлě вырăн йышăнать.
Родился Н.Л. Эриванов в 1938 г. в д. Подлесные
Шигали Батыревского района Чувашской Республики. Окончил курсы
баянистов при Чувашском республиканском Доме народного творчества,
Чебоксарское музыкальное училище. Работал баянистом-концертмейстером
Чувашского народного хора г. Москвы, директором Комсомольской детской
музыкальной школы, методистом по фольклору Чувашского республиканского
Дома народного творчества.
«Его имя всегда называют в числе первых деятелей
чувашской профессиональной музыки, - пишет о С.М. Максимове музыковед
Ю.А. Илюхин в книге «Композиторы Советской Чувашии» (1982). –
Талантливый музыкант, рожденный в простой крестьянской семье, он
неразрывно связал свой творческий труд и свою жизнь с развитием
культуры родного края».