Чувашское онлайн радио
С программой вещания Национального радио Чувашии Вы можете ознакомиться здесь
Чтобы запустить прослушивание Чувашского радио в стандартном проигрывателе нажмите не кнопку расположенную ниже этого текста.
Хоровая и песенная культура в музыкальном вещании чувашского радио
Хоровая и песенная культура в музыкальном вещании чувашского радио в 1941-1945 гг. Значительная роль в мобилизации трудящихся на подвиги на фронте и в тылу принадлежит деятельности Чувашского радио. Оно также служило целям сохранения и развития чувашской музыкальной культуры. Главным исполнителем определённых задач стал сектор
музыкального вещания, а затем - самостоятельная редакция. В производственной программе Чувашского радиокомитета 1941 г. местное вещание составляло 766 ч., из них художественное вещание - 255 ч. Система художественного вещания включала в себя музыкальные (157 ч.), литературно-драматические (49 ч.), детские передачи (49 ч.). Художественный руководитель одновременно выполнял обязанности музыкального редактора.
На 1 апреля 1943 г. структура творческого состава Чувашского радио выглядела следующим образом: редакция «Последних известий»; секторы пропаганды и агитации, детского и литературно-драматического вещаний, а также сектор музыкального вещания. В круг обязанностей последнего входило выполнение таких задач, как монтаж опер и оперетт; проведение радиобесед из цикла «В помощь музыкальному самообразованию»; подготовка концертов-загадок и концертных исполнений, симфонических и камерных концертов. Матери альную базу студии составили ленточный микрофон с усилителем, грамстол, стойки программ к ленточным микрофонам, рояль, пианино, фисгармония, гармонь немецкого строя, два патефона, домра. Имелись тонфильмы 273 штуки с общей продолжительностью 35 час. 32 мин. В библиотеке хранилось 2105 единиц литературы, из них 1632 - нотной. В сутки Чу вашское радио звучало 2 ч. 20 мин. По понедельникам и четвергам с 17 ч. 30 мин. до 17 ч. 59 мин. в эфир выходила литературно-музыкальная передача.В сентябре 1943 г. при радиокомитете создан вокальный ансамбль из 19 человек. Руководители - композиторы В. Воробьёв (1943-1944), Г. Хирбю (1944-1951). 26 сентября 1945г. состав хора доводится до 36 единиц за счёт оркестра народных инструментов.
Собственно музыкальное вещание на Чувашском радио начало формироваться лишь с февраля 1943 г. В первое время из-за отсутствия возможностей передачи строились по двум разделам - механической записи и передачи музыкальной самодеятельности. Причём пластинок с чувашским репертуаром имелось всего семь и тонфильмов - один («Нарспи»). Самодеятельность использовалась в трёх формах:
а) самодеятельность воинских частей;
б) самодеятельность детская, школьная;
в) самодеятельность производственных предприятий.
Преобладающий репертуар был хорового типа, большей частью на русском языке.
В 1943 г. музыкальным вещанием было организовано 82 передачи. Вокальным ансамблем был дан специальный радиоконцерт для фронтовиков, по заявке воинской части, где состоял капитаном выходец из Чувашии З.Е. Волков. Детской тематике была посвящена всего одна передача. Вокальный ансамбль радиокомитета ставил своей задачей дальнейшее развитие и пропаганду национальной по форме чувашской хоровой и песенной культуры. В музыкальных передачах старались представить народное, инструментальное и вокальное, а также чувашское музыкальное творчество композиторов республики. Это особенно чувствовалось в первом полугодии 1945 г., что вполне объяснимо: чувашская профессиональная музыка была молодой, она только развивалась. Народ хотел слушать своих песенников, слушать фольклорные музыкальные напевы. За шесть месяцев передано 72 концерта, или 12 концертов в месяц.
Программа состояла из пяти циклов. Первый цикл предполагал передачу в эфир произведений чувашских композиторов, музыки народов СССР, песен русских классических и современных композиторов, концерты русской народной песни в исполнении местных артистов. У чувашской аудитории особым успехом пользовались произведения композиторов старшего и молодого поколений - Ф. Павлова, Г. Воробьёва, Лискова, Ф. Лукина, Г. Хирбю, Кривоносова, Орлова-Шузьма. Их репертуар состоял из подражаний народным мотивам, песен на старинные и современные темы, маршей, арий из новых опер «Нарспи», «Сендиер и Пинерби». На волнах Чувашского радио впервые прозвучала первая чувашская симфония Г. Воробьёва.
Второй цикл, включавший чувашские трудовые, а также хороводные песни, представлен тематическими концертами со вступительным словом и комментариями. Кроме этого, организовывались концерты на злобу дня, например, такие как «Советские композиторы и Отечественная война».
Третий цикл предполагал концерты музыкальной редакции, приуроченные знаменательным датам: Новому году, Дню Красной Армии, 8 Марта, Первомаю, Дню Победы.
Концерты по заявкам радиослушателей являют четвертый цикл музыкального вещания. Так, по заявке рабочих Ибресинской организации «Заготзерно» был передан концерт, составленный из произведений композиторов-представителей разных национальностей. В передачах пятого цикла большое место занимали выступления коллективов художественной самодеятельности. За полугодие выступило более десяти коллективов различных предприятий Чебоксар. Ко всему прочему, на радио практиковались частые выступления ансамбля песни и пляски Чувашской государственной филармонии под управлением композитора Ф. Лукина. Музыкальное вещание Чувашского радио в военные годы, несмотря на трудности, развивалось. С помощью радио творчество певцов и композиторов доходило в отдалённые уголки Чувашии. Радио Чувашии стало и средством сохранения музыкальной культуры республики
ЛИТЕРАТУРА
1. Говорят и показывают Чебоксары : очерки / автор-составитель В.П. Вольтова. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2006. - 239 с.