Наиболее
ярко раскрылась песенно-приподнятая,
фольклорно-романтическая стилевая
направленность стихотворений В. Урдаша
и М. Волковой. Стихи-песни поэтов искренни
и естественны, внешне просты, что не
означает их примитивности. Они сумели
разработать характерный для песни
тематический комплекс. Поэты-песенники
неконъюнктурны, в своих песнях они
отдавали предпочтение частным радостям
и даже патетику гражданских чувств
сумели не испортить обычно вносимым в
таких случаях официозом.
Художественный
мир поэтов обогатился за счет привнесения
в их поэтику жанров народной и
профессиональной музыки. Усилилась их
субъективная, лирическая насыщенность,
которая способствует постижению и
многогранности личности того или иного
автора. Взаимодействие профессиональной
поэзии с народно-поэтической традицией
в произведениях поэтов обусловлено
своеобразием поэтического восприятия
народом окружающего мира, его
музыкальностью, песенностью. Их стихи
по стилистике близки к народному
творчеству, соответствуют их тональности,
композиционно близки к устно-поэтическим
жанрам. В ткань повествования поэтических
текстов органично вплетаются застольные,
игровые, посиделочные песни. В поэзию
В. Урдаша и М. Волковой наряду с чувашской
народной песней вошла и советская
лирическая, пафосная песня, городской
романс, частушка и плясовая песня, а
вместе с ними традиционный для села
инструментарий: гармонь, тальянка,
являясь выразительными художественными
средствами для образного постижения
характера героев и яркого отображения
времени.
Обращаясь
к песне, они остаются самобытными,
произведения их интеллектуально
насыщены, что в свою очередь, способствует
особому притяжению читателя к творчеству
этих поэтов.
В
поэтическом мире авторов личность
лирического героя как способ передачи
авторского сознания выглядит самостоятельно
и художественно полноценно. Несмотря
на то, что развернутая поэтами картина
восприятия мира носит интимно-камерный
характер, имеющие значение для героев
ценности нельзя назвать «мелкими».
Любовь к человеку определяет утверждение
в творчестве поэтов патриотических и
пацифистских мотивов как ведущих.
Неравнодушие к жизни Родины, патриотический
долг, осуждение войны как таковой,
признание любви как источника счастья
– основные линии творчества, подчинившие
себе энергию служителей муз.
Поэзия
В. Урдаша – это оригинальный художественный
мир с определившимися в авторском
сознании ценностями, тематико-мотивными
и образными «магистралями», богатыми
нюансами их художественной обработки,
предъявленным типом лирического героя.
В поющейся поэзии Урдаша соединились
два, идущие от двух видов искусства,
характерных способа самовоплощения –
фольклорный и поэтический. Тонко ощутив
логику и характер синкретизма, Урдаш
вдохнул жизнь, как в типизированный
народный стиль, так и в традицию,
сформированную поэзией.
Помимо
литературного пространства, поэт
сориентирован в песенном пространстве,
контактируя с песенной традицией разных
модификаций. Лирика Урдаша, ориентированная
на поющееся слово, вобрала приметы
традиционной песенности, такие, как
музыкальные образы, непосредственно
передающие музыку, ассоциативно-мелодические.
Мир в изображении Урдаша неотъемлемо
мелодичен. «Пою», а не «пишу», «говорю»
_
характеризирует свою деятельность
лирический герой. Поэт выворачивает
наизнанку свое духовное нутро и
подчеркивает собственную специфическую
принадлежность – певец. Он называет
дело жизни – пением, а поэзию – песней.
Основой образности становится песенность.
Такая своеобразная манера письма
сближает его с творчеством известного
татарского поэта М. Джалиля, А. Ерикея.
Мир
песенной поэзии В. Урдаша – полноценное
в художественном отношении наследие,
созданное по призванию, впервые
самоутверждающееся как феномен. Его
феноменология – в облике лирического
героя, эволюции сознания, свидетельствующей
о собственном пути в поэзии. Так, обозначив
главные импульсы развития искусства
художественного слова в песенно-литературных
текстах, Урдаш действительно, с честью
исполнил свой долг Поэта.
Песенная
лирика М. Волковой также является
свидетельством любви к музыке. Песни
поэта отличаются сюжетностью,
ситуативностью, часто напоминают
маленькую драматическую новеллу о
судьбе героини. Это тоже роднит их с
народными.
Рассмотрев
развитие песенной поэзии, мы можем
сделать вывод о том, что она представляет
собой авторскую вариацию фольклорной
песни, усложненную и индивидуализированную,
учитывающую опыт чувашской поэзии и
массовой лирической песни второй
половины XXв.