Федор Павлов – один из
выдающихся деятелей в истории чувашской культуры и искусства.
Ф.П. Павлов родился в 1892
году в с. Богатырево Ядринского уезда Казанской губернии (ныне
Цивильский район Чувашской Республики) в семье крестьянина-середняка.
Окончил Икковское двухклассное училище, Чувашскую учительскую школу и
духовную семинарию в Симбирске.
Трудовую деятельность начал в
Симбирской чувашской школе учителем пения. Затем работал в Кошлоушской
и Балдаевской школах, волостным мировым судьей в с. Акулево,
сотрудником отдела народного образования Чебоксарского уезда,
инструктором искусств Чувашской секции Казанского губернского отдела
народного образования.
Талант Ф.П. Павлова был
разносторонним. Он – незаурядный поэт, драматург, прекрасный актер,
талантливый композитор, критик, публицист, ученый, организатор. Как
музыкант Ф. Павлов сформировался в Симбирской чувашской школе. Здесь он
изучал теорию музыки, овладел скрипичной игрой, участвовал в хоре, в
струнном квартете, собирал народные песни. В постановке отдельных сцен
из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» пел партию Сусанина. В этот период
им написаны для двухголосного хора гармонизации двух чувашских народных
песен – «Легенда» и «Шур кăвакал вĕçтертĕм» (Утку белую пустил), а
также произведения для соло, хора и оркестра – «Чÿк» (Моление), «Вăйă»
(Хоровод).
В годы учебы в Симбирской
духовной семинарии (1913-1916 гг.) Ф. Павлов много времени уделял
литературной деятельности. Он писал роман на русском языке на сюжет из
студенческой жизни, повесть «Лурский», рассказ «Ошибка», предание в
стихах о чувашском богатыре «Тевик» и несколько стихотворений.
Вернувшись в Чувашию в 1920
году, Ф.П. Павлов руководил самодеятельными хорами в с. Акулево и в
Чебоксарах. Создал для них концертный репертуар, написал ряд обработок
«Шупашкар туйи» (Чебоксарский посошок), «Тухать-и те тухмасть-и?»,
«Чĕнтĕрлĕ кĕпер» (Мост резной), «Олту» (Олду). Тогда же появилась
знаменитая песня «Вĕлле хурчĕ» (Пчелка) на собственные стихи.
В годы работы в Центральном
чувашском педагогическом техникуме молодым музыкантом был подготовлен
большой сборник песен «Сăрнай» (Сарнай, 1924), который долгие годы
использовался общеобразовательными школами и отдельными хоровыми
коллективами. В нем представлено 70 обработок и несколько оригинальных
песен. Для своих хоровых произведений композитор брал песни разных
жанров и тематических групп: хороводные, игровые, молодежные,
обрядовые, лирические, плясовые. Наиболее к известным обработкам
относятся «Туй юрри» (Свадебная), «Çырма хĕрне ансассăн» (Коли бродишь
возле речки), «Тÿттĕл» (Рожок). Нельзя без волнения слушать
лирико-эпическую сценку «Сĕрен» (Обрядовая). Его перу принадлежит также
первое произведение чувашской симфонической музыки «Сăрнайпа Палнай»
(Сарнай и Палнай, 1928). Ценным материалом для исследователей народной
музыки служат его музыкально-этнографические очерки «Чуваши и их
песенное и музыкальное творчество», «Чăваш музыки» (Чувашская музыка),
«Чăваш кĕсли» (Чувашские гусли), «Çырмари юрă» (Овражная песня),
«Чарăннă сасă» (Умолкнувшие звуки) и др.
Ф. Павлов много сил вложил в
организацию театрального дела в Чувашии. Под его руководством в с.
Акулево Чебоксарского уезда работал передвижной театр, он возглавлял
театральную секцию Чувашского отдела Наркомнаца. Хорошо понимал, что
наряду с переводной классикой необходимо иметь и чувашские пьесы. Им
написаны замечательные произведения: драма «Ялта» (В деревне) и комедия
«Сутра» (На суде), которые с первых же постановок завоевали широкое
признание.
Литературно-музыкальное
творчество и научные труды Ф.П. Павлова внесли огромный вклад в
развитие чувашской национальной культуры, утверждая в ней высокие
принципы народности и идейности. Его имя дорого каждому, кто любит свой
народ. Недаром его именем названы музыкальное училище и одна из улиц в
Чебоксарах. За выдающиеся работы в области музыкального и театрального
искусства в 1992 году учреждена Государственная премия Чувашской
Республики им. Ф.П. Павлова.
Правдивы слова, сказанные о
нем народным поэтом Чувашии П. Хузангаем: «Имя Федора Павлова с
гордостью будет называться как современными, так и будущими
исследователями чувашского искусства. Этот многогранный талант великого
артиста будут изучать все больше и больше, говорить о его большом
вкладе в чувашскую музыку и литературу. Молодое поколение, осваивая и
перенимая его произведения, дальше продолжит художественные традиции
выдающегося деятеля советского искусства» (Иванов Н. Сердца живые
звуки. – Чебоксары, 1989. – С. 156).
Источник: