Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
19.03.2024, 13:52
Чувашские песни
Главная Чувашский язык - Форум о Чувашской культуре Регистрация Вход
javascript://
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 28
  • 1
  • 2
  • 3
  • 27
  • 28
  • »
Модератор форума: Kiremet, gjanet880  
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Чувашский язык (Вопрос к родителям.)
Чувашский язык
1.Мои дети "очень чисто" говорят по Чувашски, это наш, родной, язык наших предков.[ 55 ][37.16%]
2.Да, мои дети говорят по Чувашски, но предпочитают русскую речь, она актуальнее.[ 38 ][25.68%]
3.Нет, мои дети говорят только по русски, им незачем Чувашский язык.[ 34 ][22.97%]
4.Мои дети стесняются Чувашской речи.[ 21 ][14.19%]
Всего ответов: 148
KiremetДата: Среда, 10.03.2010, 04:54 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 210
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
ждём коментариев...

Hammer ялтан
 
Гость Аида*Дата: Вторник, 15.02.2011, 16:40 | Сообщение # 2
Группа: Гости





У детей у многих родной язык - русский, но они же не виноваты - это мы по всей России разбрелись - разъехались, не пустовать же Сибири , когда столько земель - Родина богата детьми, в них будущее страны... В армии забрали - так и остались, а дети уже русские...Таковыми себя многие считают - не они виноваты...Родной язык был до 4 класса, а младшие сами изучали... Народу простому делить нечего...
Наш язык нежный, мягкий...Но в последнее время что-то меняется - почему-то:"Кущусем..." Грубовато как-то...Можно писАть:"Кусьюсем..."
Сын Кубрата присоединился к Хазарии, оттого язык наш - булгаро-хазарский... Еврейские песни мягкие - по интонации сходство с нашими есть, звуки букв - эхо тех веков журчания Волги...Боль, тоска, чувства...Земля любит нас всяких, как бы мы не назывались....
Всем всего доброго - пурне те ырлх-сывлх...
Главное -мир...
 
Мункун ачиДата: Четверг, 03.03.2011, 20:25 | Сообщение # 3
Группа: Гости





Чонах та пите илемле пирен челхе, культура, тумсем. Малалла та тосасче. Човаш челхине маннисене, ним те товаймастпор энте. Анчах выросланнисем те човашла юрлас тещще, чарас мар юрлаччер. Щавонпа Човаш патшалохе, теп хули Щуто Шупашкар терле енле ещлемелле, студисем дисксем минусовколла, хутошло колармалла. Индуссем пирен юросене юрлани хойнех котартать, пирен челхе те юросем те асамло. Щавонпа торошар, диаспоросене пулошас пулать.

Добавлено (03.03.2011, 20:25)
---------------------------------------------
Чонах та пите илемле пирен челхе, культура, тумсем. Малалла та тосасче. Човаш челхине маннисене, ним те товаймастпор энте. Анчах выросланнисем те човашла юрлас тещще, чарас мар юрлаччер. Щавонпа Човаш патшалохе, теп хули Щуто Шупашкар терле енле ещлемелле, студисем дисксем минусовколла, хутошло колармалла. Индуссем пирен юросене юрлани хойнех котартать, пирен челхе те юросем те асамло. Щавонпа торошар, диаспоросене пулошас пулать.

 
Шухо щынДата: Пятница, 04.03.2011, 20:03 | Сообщение # 4
Группа: Гости





Малти сасомаллинче манон ачасем вотанащще човаш челхинчен тени вол, ахортнех манон аттепе-анне вотанно хойсен тован челхинчен, щавонпа эпир те вотанатпор човаш челхинчен темелле.
 
Гость Аида*Дата: Воскресенье, 06.03.2011, 02:06 | Сообщение # 5
Группа: Гости





Тван чльхерен -- атте - анне сассинчен втанакансем пур -ши тньчере?

Хушаматсем е авалхи твансем вырссенчен пулсан та...Евтихиевы, Павловы, Мироновы, Кузнецовы, Кутузовы...

Кайксем хш чльхепе ача чухне юрлана - сява пирнь чльхе.

Куккук авотать пуриншнь те прь пек.

Пирнь чльхе кайк чльхи пек.

 
АлпарухДата: Воскресенье, 06.03.2011, 22:19 | Сообщение # 6
Группа: Гости





Мана пăртак йывăртарах ку ыйтăма хурав пама - эпĕ, хам хуллара ÿснĕ чăваш, мана хама та чăвашла йывăртарах калаçма, анчах пурпĕр ачампа эпĕ чăвашла кăна калаçма тăрăшатăп. Мăшăрăм ман - вырăс.
 
Гость Аида*Дата: Понедельник, 07.03.2011, 06:51 | Сообщение # 7
Группа: Гости





Плетнёва С.А. " Хазары" : "....... В 732 г. женил даже своего сына Константина на сестре кагана. Звали девушку ЧИЧАК, что озна-
чало "ЦВЕТОК". В крещении она известна как императрица Ирина, а ее сын Лев, царствовавший в 775- 780 гг., получил прозвище Хазар. {42}
Глава 5 - НОВАЯ ГЕОГРАФИЯ ХАЗАРИИ.........Длительная война с арабами тяжелее всего отразилась на экономике молодого Хазар-
ского государства. Арабы неоднократно, как мы видели, вторгались на его территорию, разо-
ряли и грабили города, жгли поселения, вытаптывали нивы и виноградники, угоняли скот с
зимовищ, а население, как правило, забирали в плен и обращали в рабство. Поэтому уже в пе-
риод войн началось постепенное, но настойчивое переселение алан, болгар и самих хазар на
север - на широкие и обильные пастбища волжских, донских и донецких степей. Часть бол-
гарских племен откочевала вместе с аланами в лесостепные районы, а оттуда еще дальше - в
Прикамье (очевидно, город Сувар в Волжской Болгарии, который просуществовал до монголо-
татарского нашествия, возвели САВИРЫ - выходцы из Восточного Предкавказья).
Появление в донских и приазовских степях населения, занимавшегося на Северном
Кавказе земледелием, причем развитым, орошаемым земледелием, привело к тому, что дон-
ские и приазовские болгары стали активно оседать на землю.
Вот это массовое оседание на землю, переход к новому способу ведения хозяйства -
земледелию, а вместе с тем и к ремесленному производству положили начало сложению куль-
туры, названной салтово-маяцкой 1.
Уже сегодня мы можем наметить границы ее распространения: на севере - верховья
Донца и Дона, на западе - правобережье Донца и Северное Приазовье, на юге - Восточный
Крым и Восточное Приазовье, Кубань и далее до Каспия по предгорьям, на востоке - Каспий-
ское море, левый берег Волги до Саратова и затем - междуречье Волги и Дона.
......................................................................................................................
Единство культуры на всей указанной территории свидетельствует, по нашему мне-
нию, о том, что это была культура не столько этническая, сколько государственная. Границы
ее распространения совпадают с границами Хазарского {45} каганата, о которых писал каган
Иосиф, перечисляя пограничные с каганатом племена, страны и народы.
Вероятно, к середине VIII в. распространился по всей территории каганата и общий
язык. Бируни сообщает, что языком алан, живших в Итиле, было смешанное хорезмийско-
печенежское наречие. Следовательно, даже ираноязычные аланы восприняли уже тюркский
язык основного тюркоязычного населения каганата - болгар и хазар, относящийся, как это
установлено советскими тюркологами, к болгаро-печенежской группе тюркских языков. На
всем протяжении страны, от лесостепи до Нижнего Дона, широко использовалась единая
письменность - руническая, принятая у тюркоязычных народов.
К сожалению, до нас не дошло ни одной более или менее серьезной по содержанию
тюркской надписи, подобной знаменитым орхонским надписям на каменных стелах, повест-
вующим о победах и подвигах умерших правителей. Зато отдельные буквы рунического алфа-
вита, а изредка и короткие фразы попадаются на камнях Маяцкого городища и иногда на быто-
вых вещах, которыми повседневно пользовались жители каганата. В частности, на Маяцком
городище в настоящее время прочтены надписи следующего содержания: "УМА и Ангуш наши
имена", "ЭЛЧИ, и АТА - АЧ, и Бука трое их", а на одном из характерных для кочевников сосудов
- на фляжке - было написано: "Кумыс, наливая в это большое отверстие, пей".
Предметы, на которых сделаны надписи, и само их содержание свидетельствуют о ши-
роко распространенной среди жителей Хазарии грамотности - грамотой владели простые
строители крепости и степные кочевники среднего достатка.
Общие язык и письменность были еще двумя факторами, которые объединяли обитав-
ших на огромной территории жителей каганата в единое целое, воспринимаемое так и их сосе-
дями, и ими самими, и всеми странами и государствами, с которыми они сталкивались в похо-
дах, на торговых путях, в дипломатических поездках. Этим единым целым было Хазарское го-
сударство, население которого, несмотря на разноэтничность, называлось, видимо, хазарами.
Истахри писал, что хазары делятся на белых и черных. ............"
 
ГостьДата: Понедельник, 14.03.2011, 20:25 | Сообщение # 8
Группа: Гости





Из интернета:".....Булгарская группа языков, к которой относятся древние булгарский, хазарский и современный чувашский языки, образовалась в среде древнейшего населения Поволжья - болгар или булгар (VI-XIV вв.), а также более поздних по времени дунайских булгар и хазар - непосредственных преемников племен, входивших в состав западных хунну. Современными потомками их являются чуваши, сохранившие древний строй языка-предка."

Добавлено (14.03.2011, 20:15)
---------------------------------------------
(( "....Язык хазар (См. Хазары). Известен по собственным именам в древнееврейских, арабских и европейских источниках и по одной надписи енисейско-орхонскими буквами в древнееврейском письме, предположительно 10 в. (слово oqurüm — «я прочел»). Принадлежит к тюркским языкам (См. Тюркские языки). Точное место Х. я. среди этих языков не установлено. Некоторые учёные на основе свидетельства арабского географа Бальхиса и этимологии названия хазарского г. Саркел считают, что Х. я. близок к булгарскому языку. Русские учёные В. В. Григорьев, В. В. Бартольд, А. А. Куник и др., относя Х. я. к языкам тюркской группы, отмечали его генетическую связь с современным чувашским языком (См. Чувашский язык).
Лит.: Коковцов П. К., Еврейско-хазарская переписка в Х веке, Л., 1932; Thúry В. J., A khazar isa méltóságnévröl, «Keleti szemie», 1903, t. 4: В enzing J., Das Hunnische, Donaubolgarische und Wolgabolga-rische, в кн.: Philologiae Turcicaefundamenta, Aquis Mattiacis, 1959.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. "))

Добавлено (14.03.2011, 20:25)
---------------------------------------------
"Гу́ннский язы́к — исчезнувший язык гуннов. Поскольку гунны письменности не имели, сохранилось исключительно мало гуннских слов, сильно искажённых в греческой или латинской передаче — в основном имена, по которым можно было судить лишь о тюркском происхождении языка (см. "Europe: The Origins of the Huns" или "Khan Diggiz Dish Inscriptions"). Как пишет Encyclopaedia Britannica, предполагается, что наравне с хазарским относился к языкам r- и l-типа (булгарская ветвь тюркских языков), к которым из живых тюркских относится только чувашский (прочие живые тюркские языки относятся к языкам z- и s-типов)."

 
ГостьДата: Среда, 23.03.2011, 15:01 | Сообщение # 9
Группа: Гости





Е.Баркарь:".....перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались. То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы."
 
ГостьДата: Суббота, 26.03.2011, 06:14 | Сообщение # 10
Группа: Гости





Е.Макаровский: "....Еврейский путешественник конца IX века раби Эльдад Данит утверждал, что там обитали потомки племени Симеона и полуколена Менассии. И это они создали сильное государство Хазарию. Отсюда можно сделать вывод, что ГУННЫ–ХАЗАРЫ никакими тюрками не были, а были этническими евреями, вернувшимися к иудаизму. Неудивительно, что их современники неоднократно отмечали, что ЯЗЫК ГУННОВ–ХАЗАРОВ не похож ни на один из языков окружающих народов. Любопытно ещё и то, что ЧУВАШИ, чей язык некоторые лингвисты сближают с хазарским, считают себя также одним из племён Израилевых. " (Журнал "Спектр")
 
ГостьДата: Четверг, 31.03.2011, 23:16 | Сообщение # 11
Группа: Гости





С каких пор "рахМАТ" - чувашское слово?

Тавсси.....от "тафси"(разъяснение...аятов корана)? МЫ -христиане, как и БОЛГАРЕ, зачем нам "ТАФСИ"?
Почему превращают в клоунов с бумажками на голове, где надпись"иреклех"(свобода). При каком ханстве придумали,как кликают под Смоленском... (по Далю)? Мало ? Ведь от слова Болгар -ЧУВСТВО.
Кам урапи сине ларма хушман аннесем? Ачасене печек чухне кам илсе каять тене итлемесен? Кам араме пуличчен акаш пулса весем тене хрьсем?

Есть своё - своё и должно быть, не надо плясать под дудку чью -то - своя музыка есть, свои сохранившиеся слова - свой нежный, мелодичный язык -свой тихий говор, щебет,как птичий. Наверное, даже язык продаётся...
А не хотели бы ,как МЫ, говорить:"ТАВ!" или "ТАВТАПУСЬ!", ведь мягко, нежно и красиво.
"ТАВси" звучит,как "мерси" - неплохо... Новое слово ? Но зачем именно как в этом видео?=http://www.dailymotion.com/video/x3au8u_tawssi-2m-maroc_music
Чтоб считали,что чуваши - они?.....Какой народ на этом видео?...И почему у чувашей тоже: "tawssi", т.е с двумя "С"?

Всегда считала, самый близкий к русскому народ - БОЛГАРИЯ...
Разве не славяне они? И про Волжских Булгар написано было - славяне...В гуннах, которые прошлись по Европе, разве не могло быть славянского? Всё слилось уже давно - до Батыя сформировалось АТЛБУЛГАРСКОЕ, просто слегка растоптать надо было, оставив лишь устную речь. Рабы грамотными не должны быть - в этом и было дело.
Какой свободы хотят те, кто с бумажкой на голове:"иреклех"...Опять на границе 2 воюющих государств хотят остаться? Было мало,когда из 5 четверых....
Легко купить? Хватило бы эреклех и будет иреклех? А что дальше? Опять лишь устная речь, как в том ханстве?

Добавлено (31.03.2011, 23:16)
---------------------------------------------
.....ТАФСИ....
Из интернета: "....Одежда азиатских эскимосов – глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок. Мужской костюм состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких меховых рубах кухлянок из оленьего меха (аткук), меховых штанов до колен и торбасов. Летняя кухлянка – одинарная, мехом внутрь, зимняя – двойная, мехом внутрь и наружу. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Зимой во время дальних поездок пользовались широкой кухлянкой до колен, с капюшоном. Кухлянку из оленьих шкур перетягивали на уровне бедер поясом (ТАФСИ)."

 
ГостьДата: Суббота, 02.04.2011, 22:25 | Сообщение # 12
Группа: Гости





"Тойси"....звучит, как "Тавси!"

Автор: "..........Телеканал «Тавси», ..."

Буква: ТАВ = t = Х
Слово :"ТАВ" - хороший, добрый (ивр.)..........Тавси!..., как "Мерси!!

Добавлено (02.04.2011, 19:35)
---------------------------------------------
Из интернета: "....Праздник Девятнадцатого Дня — РАХМАТ

Праздник Девятнадцатого Дня — РахМАТ
Сады Бахаи в Хайфе

24 июня
Бахаи отмечают Праздник Девятнадцатого Дня — РАХМАТ, что переводится с арабского как «Милость».

Праздник отмечается в первый день месяца РАХМАТ по девятнадцатимесячному календарю бахаи."))

Добавлено (02.04.2011, 19:49)
---------------------------------------------
Бехаизм
"Всемирная история"
бехаи́зм (бахаизм) - религия, вышедшая из недр шиитского ислама. Основана в 1940-х гг. в Иране последователем бабидов Бехауллой (Бахаулла), провозгласившим себя девятым мировым пророком (после Кришны, Авраама, Заратуштры, Моисея, Будды, Иисуса, Мухаммеда и основателя движения бабидов - Баба). Вероучение бехаизма является синтезом положений ислама, христианства, а также некоторых догматов зороастризма, буддизма и других религий. Все религии, по мнению бехаистов, содержат общие идеи и ведут к Богу, но, чтобы достичь его, они должны объединиться во всемирной вере Бехаи. Бехаистский Бог в общих чертах соответствует мусульманскому Аллаху. Культовая практика бехаизма состоит из изучения на общих собраниях священных книг всех религий, в которых, как утверждают бехаисты, содержатся пророчества о Бехаулле. В ра..."))

Добавлено (02.04.2011, 20:31)
---------------------------------------------
С форума, про :" Международный день "СПАСИБО"
Ответ на #3323326 | Павел Юрьевич Кантoр мусульманин
\\\Во вторых РАХМАТ - спасибо по ТЮРКСКИ.
Нет, именно по-арабски. Дословный перевод - "милости". Но используется и тюрками.
В третьих - никаких ЭТНИЧЕСКИХ мусульман не существует в природе.
Под "этническими" мусульманами я понимаю представителей тех народов, большинство которых традиционно придерживается ислама. В том числе, тех же тюрок.\\\

Рахмат, как спасибо, используется только ТЮРКАМИ. Это слово вошло в их язык. Но арабы используют в АНАЛОГИЧНОМ случае ШУКРАН. У мусульман ИНДОНЕЗИИ слово СПАСИБО звучит по моему по другому. Как и у пуштунов Афганистана (Пакистана).

Вот вам ЭТНИЧЕСКИ тюркский народ ЧУВАШИ - православный уже полтыщщи лет. А вот еще КРЕЩЕНЫ - татарские Православные Христиане, пытающиеся стать НАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ. А Эстонцы какой народ ЭТНИЧЕСКИ - Православный, Католический или Протестантский? А так же и латыши и литовцы и ...ЯКУТЫ......"))

Добавлено (02.04.2011, 20:59)
---------------------------------------------
" Курултай..."
Курултай, всенародный съезд у монголов; наиболее пышный при выборе в великие ханы Гаюна 1256.
slovari.yandex.ru

" Пуху"....Хамр смахсене мньшнь сюхатассе?
Каллех хансен чури пуласшн -им? Птм халх нихсян та пуян пулмасть - пулсан пулччр хамрн. Ача чухнеренпе смахсем улшнса кайна, Вирьялта верентне Яковлев сямрк чух - Моргаушский районта, онланно, чвашсем прь-прьне онланманнине...Тутарсем хйсенне упрасьсе - булгарсем всем?

Добавлено (02.04.2011, 22:25)
---------------------------------------------
Е.Баркарь:"..... христианство, а та часть СУВАРОВ, которая принимала ислам всегда отатаривались. То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей БУЛГАРИИ , НЕ ПРИНЯВШИХ ИСЛАМА , стали ЕДИНСТВЕННЫМИ НОСИТЕЛЯМИ языка тюрко-БУЛГАРской подгруппы."))

 
ГостьДата: Вторник, 05.04.2011, 22:49 | Сообщение # 13
Группа: Гости





...............СИН - человек..............
Бог Син
Бог луны СИН.........Бог СИН Рельеф на пограничном камне фрагмент, XII век до н. э.
СИН, в аккадской мифологии бог луны, отец солнечного бога ШАМАша, планеты Венера (ИнАНны или ИшТАР) и бога огня НусКУ. Он был зачат богом воздуха ЭнлИЛем, силой овладевшим богиней земледелия НинПИЛЬ, и родился в подземном мире. Супруга Сина — Нингаль, "великая госпожа". Обычно бога изображали в виде старца с синей бородой, которого величали "сияющая небесная лодка". Каждый вечер, усевшись в чудесную лодку, имеющую форму полумесяца, бог плыл по небу. В некоторых источниках утверждается, что месяц —- это орудие бога, а луна — его корона. Син — враг злоумышленников, так как его свет раскрывал их порочные замыслы. Однажды злые духи утукку затеяли заговор против Сина. С помощью Шамаша, богини любви и плодородия Иштар и бога грозы АдАДА они заслонили его свет. Однако великий бог Мардук пошел войной на заговорщиков и вернул Сину его сияние. Сина, чьим символом был серп луны, считали мудрецом и полагали, что, прибывая и убывая, лунный бог отмерял время. Кроме того, приливы вод в топях вокруг города УР, где располагался его храм, обеспечивали обильную пищу скоту."))

Добавлено (05.04.2011, 22:10)
---------------------------------------------
........................АН - спустись.................... "АН" - частица "не"...........АНне

Ану, АН ("небо"), в шумеро-АККАдской мифологии бог неба, верховное божество, правившее на небесах, сын АНшара и Кишар, один из триады богов-создателей, наряду с Энки, богом пресных и плодотворных вод, и Энлилем, или Белом, повелителем ветра. Как "отец богов", он судил божеств, совершивших дурные поступки, призывая их предстать перед его троном. Он никогда не спускался на землю и не имел дел с людьми, а пребывал на небесах и занимался судьбами вселенной. АНу, почти не упоминается как главный персонаж мифа. Он скорее является символом высшей власти. Наиболее деятельным он проявляет себя в мифе, связанном с праздником лунного затмения, когда боги — олицетворения светил — хотят заставить АНу поделиться с ними властью. Тогда верховный бог создал семерку злобных демонов и наслал их на бога луны, чтобы затмить его сияние. Богиня ИнАННА - ИшТАР , перейдя на сторону АНу, способствует тому, что луна попала в плен и освободилась лишь благодаря вмешательству бога Энки-Эйи. Символом АНу была так называемая "рогатая тиара", чьи изображения сохранились на древних вавилонских пограничных камнях КУдурру."))

Добавлено (05.04.2011, 22:20)
---------------------------------------------
хАСТАР.....
АСТАРта, в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. АСТАРта играла большую роль в борьбе богов с Йамму, властелином моря. В некоторых мифах она выступала как посланница богов к владыке моря, который домогался верховной власти; она же укоряла Балу за убийство Йамму. В древности АСТАРта почиталась как владычица лошадей и колесниц, богиня сражений и, видимо, была связана с морем и водной стихией, а также считалась богиней-исцелительницей. Со временем черты АНАТ и АСТАРты слились в образе АтАРгатИС, богини плодородия и благополучия, одной из наиболее почитаемых в АРАМейском пантеоне. В эллинистический период АСТАРта отождествлялась с греческой Афродитой и римской ЮНоной, в ассиро-вавилонской мифологии ей соответствует ИшТАР. "))

Добавлено (05.04.2011, 22:49)
---------------------------------------------
...............АР СИН - мужчина....................АР СИН АЧА - мальчик...........АРан -АРан -- еле-еле.........АРка -подол......АРкан -расколись......АРм -жена
АРман -мельница..........АРча-сундук...............товАР-сделаем.....товАР-соль.......утАР-пойдём.......чупАР-побежим.......сутАР-продадим......ху тАР-истопим и т.д.

........АРии..........
Прежде чем перейти к содержанию мифа, необходимо обратиться к фактам истории. Наукой установлено, что в сложении современных индийских народов большую роль сыграли пришедшие некогда в Индию племена, называвшие себя ариями. Распространяясь по территории Северной Индии, они смешивались с местным населением и ассимилировали его. На их языках и диалектах были составлены ведийские гимны, «Махабхарата» и «Рамаяна», многие другие произведения индийской литературы. Языки и диалекты этих арийских племен легли в основу таких современных языков Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, как хинди, урду, бенгали, сингальский, маратхи, гуджарати, синдхи и др.

Вместе с иранскими они образуют индоиранскую ветвь индоевропейской группы языков. Эта группа — одна из наиболее многочисленных языковых семей мира; в нее входят славянские, германские, романские, латышский и литовский, древнегреческий и ряд других живых и мертвых языков. В этих языках и сейчас имеется много общих черт. Но еще более близкими были они в древности, когда племена, говорившие на индоевропейских языках, жили в непосредственном соседстве друг с другом, а по мнению некоторых ученых, составляли единую группу племен с единым языком.

Тесное родство индоевропейских языков было доказано еще в первой половине XIX в., когда закладывались основы блестящего направления лингвистической науки — сравнительного индоевропейского языкознания. Выработанная этой школой строгая научная методика позволила установить многие закономерности в развитии отдельных языков на различных этапах их истории, систему взаимоотношений друг с другом представителей обширной индоевропейской языковой семьи.

Пользуясь сравнительно-историческим методом, ученые, например, установили, как произносились те или иные до сих пор неизвестные слова в ряде мертвых или малоизвестных языков.

Правильность этих теоретических выводов много раз непосредственно подтверждалась археологическими открытиями, дарившими науке новые тексты, где содержались эти самые слова. Сравнительно-исторический метод дал возможность открыть и понять исчезнувшие и давно забытые языки, такие, как язык хеттов, речь которых звучала во II тысячелетии до н.э. в Малой Азии и на котором они вели переписку и составляли договоры с египетскими фараонами; тохарский язык с его текстами, открытыми в песках Центральной Азии; «бактрийский» язык, памятники которого стали известны только в последние годы и на котором говорили в юго-восточных областях Средней Азии и Афганистане в эпоху Кушанской империи, объединившей в начале новой эры обширные территории Индии и Средней Азии.

Выводы сравнительно-исторической лингвистики о родстве и соотношении языков индоевропейских народов выдвинули целый ряд новых проблем древнейшей истории этих народов, их происхождения, хозяйственного уклада, социально-политического строя, культуры. Центральное место занимает вопрос об области и времени совместного обитания индоевропейских народов, т.е. об их прародине.

Без более или менее определенных выводов по этому вопросу невозможно и окончательное решение как упомянутых, так и ряда других важных научных проблем. Ответа на поставленный вопрос ждут не только историки и лингвисты, но и археологи, прежде всего те, которые исследуют интереснейшие памятники ряда древних культур на территории Советского Союза, где формировались и распространялись многие индоевропейские народы.

Арийские племена, пришедшие в Индию, в языковом и культурном отношении были особенно близки к племенам иранской группы. На заре своей истории и те и другие поклонялись одним и тем же богам — доброжелательному к людям Митре, покровителю храбрых воинов могучему громовержцу Индре; они пели одинаковые священные гимны, хранили сходные мифы и легенды, слушали тождественные истории о своих любимых эпических героях; на ритуальных церемониях и празднествах их жрецы приготовляли опьяняющую сому — священный напиток богов и бессмертных; на легких боевых колесницах их лучшие воины поражали врагов на войне и устраивали ристания в мирное время.

Удивительно сходной была социальная структура этих племен — общественное деление на военную знать, жрецов, свободных общинников, получившее оформление и закрепление в аналогичных идеологических представлениях и правовых нормах. Каждая из названных групп соотносилась с определенным цветом (жрецы с белым, военная знать с красным и т.д.) и с одной из трех плоскостей космоса, на которые и индийцы, и иранцы подразделяли существующий мир, — с небом, пространством между небом и землей, землей. Сохранившиеся до нашего времени собрания священных гимнов — Веды индийцев и «Авеста» иранцев — очень близки между собой по языку, мифологическим образам, многим сюжетам.

И индийские, и иранские племена называли себя ариями, а свои страны — арийскими. Уместно отметить, что имевшее распространение в расистской литературе одиозное применение термина «арии», «арийцы» в отношении всех индоевропейских народов не имеет под собой научной основы. Единственно обоснованным является его употребление для обозначения индоиранских племен и народов, как они и называются в научной литературе.

В качестве самоназвания слова «арий», «арии» определенно встречаются лишь в индоиранских языках. Так называли себя творцы Вед и индийских эпических сочинений, составители «Авесты», авторы древнеперсидских надписей. От слова «арии» происходят названия различных индийских и иранских племен и областей. Центральная часть Индии, долина священного Ганга, называлась в древности Арьяварта — «страна ариев», того же происхождения современное название «Иран».

Все указанные общие черты являются наследием той отдаленной эпохи, когда предки индийских и иранских племен жили рядом друг с другом, в пределах единой территории. Данный вывод — общепризнанное в науке положение, исходящее из исторической реальности «индоиранского единства». Но где именно находилась прародина ариев — вопрос, остающийся до сих пор не решенным, вызывающим оживленные дискуссии. Он непосредственно связан с более общей проблемой происхождения предков индоевропейских народов в целом; но и ее решение пока может быть намечено лишь в самых общих чертах.

Сравнение данных различных индоевропейских языков дает возможность в какой-то мере воссоздать растительный и животный мир, климатические условия, ландшафт областей, где предки индоевропейских народов могли жить в период их совместного обитания. Эти материалы заставляют исключить как полярные и непосредственно примыкающие к ним области, так и жаркие районы Средиземноморья и Южной Азии. Следует учитывать также области распространения индоевропейских народов в исторический период — от кельтских племен Британских островов и Галлии до ариев Индии.

Но тем не менее подобные данные сравнительной лингвистики и археологии не позволяют точно решить, где располагалась первоначальная родина индоевропейцев. Ее ищут в Северной и Центральной Европе, на Балканах, в Северном Причерноморье, в южнорусских степях и далее к востоку — в Казахстане и Средней Азии. Каждая из таких теорий имеет своих ярых защитников, свои доводы и аргументы.

Эпоха индоевропейской общности относится к глубочайшей древности. Позднее, после «распада» этого единства, различные группы индоевропейских племен расселились по значительно более обширным пространствам. И снова идут споры о том, когда и на каких территориях происходило формирование выделившихся из индоевропейской общности предков арийских народов. Прародину ариев также помещают в самых различных областях — от низовьев Дуная и Средней Европы до Алтая и границ Индии.

Особенно популярна в науке теория среднеазиатского происхождения ариев. Ее многочисленные сторонники считают, что именно Средняя Азия была местом сложения арийских племен, их цивилизации, духовной культуры, эпоса. В индийской науке существует даже мнение о том, что Индия была самой ранней областью обитания ариев. Но этому явно противоречат многие данные, в том числе о распространении индоевропейских племен, из среды которых происходили и арии.

Не был родиной ариев и Иран. Еще во II тысячелетии до н.э. на его современной территории обитало население совершенно иной этнической принадлежности. Лишь позднее здесь появились племена, говорившие на иранских языках и диалектах и называвшие себя ариями. Однако откуда и какими путями пришли они в Иран, до сих пор остается недостаточно ясным.

В настоящее время к иранской группе народов принадлежат персы, таджики, курды, осетины и ряд других народов. Но еще обширнее была область распространения иранских племен в древности. Она охватывала территорию от Северного Причерноморья до Восточного Туркестана."))

 
ГостьДата: Четверг, 07.04.2011, 16:38 | Сообщение # 14
Группа: Гости





"...ПрофессорХвольсон предполагает, что БУРтасы "жили на берегу Оки, при впадении ее в Волгу". Поселились они здесь(...) еще в IX веке..."

"...Ш.З. Бахтиев видит в буртасах народ хазаро-булгарского происхождения, чувашей..."

"....называли МЕЩЕряками. О внешнемвиде БУРтас в арабских летописях:"Буртасыстойки и неустрашимы, они совершенны лицом и общим видом...."

словарь Брокгауза и Ефрона:"Чуваши, народ восточн. России, может быть, древн. БУРтАСы...."

 
ГостьДата: Пятница, 08.04.2011, 16:59 | Сообщение # 15
Группа: Гости





Тат.Форум:<<Чуваши - потомки ли Волжских булгар?генетический анализ популяции чувашей>>
С татарского форума:hunn * * Мурза * PipPipPipPipPip * Группа: Татнетчы * Сообщений: 441 * Регистрация: 25 Апрель 10
Отправлено 23 Март 2011 - 18:31
Просмотр сообщенияwerwern (23 Март 2011 - 18:24) писал:
модератор?
Что неправда из приведённого мной?Чуваши ВИРЬЯЛ не понимают чувашей АНАТРИ, переферийные чуваши не понимают литературного чувашского, в определённой своей части-синтетический язык.Более того...чуваши Башкирии с русскими именами..не понимают чувашей с русскими именами из Татарстана.Знакомые мне чуваши с юго-востока Татарстана говорят так: "Мы -татарские чуваши, мы тех что в Чувашии-не понимаем".В чём я не прав???"
 
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Чувашский язык (Вопрос к родителям.)
  • Страница 1 из 28
  • 1
  • 2
  • 3
  • 27
  • 28
  • »
Поиск:

Copyright СТерХ © 2024