Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
19.03.2024, 13:49
Чувашские песни
Главная Чувашский язык - Страница 2 - Форум о Чувашской культуре Регистрация Вход
javascript://
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Kiremet, gjanet880  
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Чувашский язык (Вопрос к родителям.)
Чувашский язык
1.Мои дети "очень чисто" говорят по Чувашски, это наш, родной, язык наших предков.[ 55 ][37.16%]
2.Да, мои дети говорят по Чувашски, но предпочитают русскую речь, она актуальнее.[ 38 ][25.68%]
3.Нет, мои дети говорят только по русски, им незачем Чувашский язык.[ 34 ][22.97%]
4.Мои дети стесняются Чувашской речи.[ 21 ][14.19%]
Всего ответов: 148
Харсор-КорсарДата: Вторник, 12.04.2011, 21:12 | Сообщение # 16
Группа: Гости





Ан минрер ха, човашсем пер-перне онланмащще тесе. Весем ытти халохсене те онланащще. Човаш челхи хойен аваллохех котартать, унон ытти халохсенни пек терле ятло племясем щук. Весем пер патшалохрах пуронно, фин-угр, мадьяр челхине витем кюне. Човашсем хойсем-хойсене онланман пулсан, менле весем щавон чухле халоха витем кюне. Пущкорт, тутар кыпчак челхине те човаш-полхар витеме щинчен осчахсем тахщанах асорхано. Пелместеп, ощта менле човашсене курно яланах онланно. Пер 10 урохла диалект сомахе, е о выронне у калани онланманни мар. Кам анне-аттесен човаш челхине пелместь, щаво, ахортнех, ним те онланмасть.
 
ГостьДата: Суббота, 16.04.2011, 20:06 | Сообщение # 17
Группа: Гости





SUAS....parSUAS -древние персы
Из еврейской энциклопедии:"..Город Сузы был изображен на восточных воротах Иерусалимского храма, так называемых СУЗских воротах (Мид. 1:3).
СУЗы стали столицей Элама около 3000 г. до н. э. В 23 в. до н. э. город был завоеван АККАдцами (см. Аккад), а в следующем столетии находился под властью УРА. Впоследствии правители Элама овладели УРОМ. В 14–12 вв. до н. э. СУЗы были столицей мощного Эламского царства, разорявшего города Месопотамии. Вавилонский правитель Навуходоносор I (1146–1123 гг. до н. э.) нанес эламитам тяжелое поражение. В 645 г. до н. э. СУЗы были разрушены ассирийским царем Ашшурбанипалом.
СУЗы были завоеваны персидским царем Киром, Дарий I сделал город царской зимней резиденцией. Дарий построил здесь великолепный дворец. Библия (Дан. 8:2; Нех. 1:1; Эсф.) называет СУЗы резиденцией персидских царей. "

Откуда слово "ЧУВаш"?........аш - мясо.... ..аш - ходи по грязи......Уважь?....От русского слова "ЧУВство"?
Национальность есть, а в языке слова такого нет.
Что за загадка?

Добавлено (16.04.2011, 20:06)
---------------------------------------------
Гузель Насыбуллина:"...Только подумайте, если человек назвал себя БУЛгАРгаром, то какой язык у него будет родной? Если БУЛгАРский, то этот язык сохранился только в эпиграммах и ОН СОВСЕМ НЕ БЫЛ ПОХОЖ НА ТАТАРСКИЙ, А БЫЛ БЛИЗОК К ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ. В результате получается, что человек родным языком называет БУЛгАРский, а сам говорит по-татарски."

 
ГостьДата: Понедельник, 18.04.2011, 15:45 | Сообщение # 18
Группа: Гости





"Чуваши, чаваш (самоназвание), народ в Российской Федерации (1773,6 тыс. человек), основное население Чувашии (907 тыс. человек). Живут также в Татарии (134,2 тыс. человек), Башкирии (118,6 тыс. человек), Казахстане (22,3 тыс. человек) и на Украине (20,4 тыс. человек). Общая численность 1842,3 тыс. человек. Говорят на чувашском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты — низовой ("укающий") и верховой ("окающий"). Субэтнические группы — верховые (вирьял, тури) на севере и северо-западе, средненизовые (анат енчи) в центральных и северо-восточных районах и низовые чуваши (анатри) на юге Чувашии и за её пределами. Распространён также русский язык. Верующие чуваши в основном православные.

Предки верховых чувашей (вирьял) — тюркские племена БОЛГАР, пришедшие в VII—VIII вв. из северо-кавказских и приазовских степей и слившиеся с местными финно-угорскими племенами. Самоназвание чувашей, по одной из версий, восходит к названию одного из родственных болгарам племён — сувар, или суваз, суас. В русских источниках упоминаются с 1508. В 1551 вошли в состав России. К середине XVIII века чуваши в основном были обращены в христианство. Часть чувашей, проживавшая вне Чувашии, приняв ислам, отатарилась. В 1917 чуваши получили автономию: АО с 1920, АССР с 1925, Чувашская ССР с 1990, Чувашская республика с 1992.

Основное традиционное занятие — земледелие, в древности — подсечно-огневое, до начала XX века — трёхпольное. Главные зерновые культуры — рожь, полба, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лён, коноплю. Было развито хмелеводство. Животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было слабо развито. Издавна занимались пчеловодством. Были развиты резьба по дереву (утварь, особенно пивные ковши, мебель, столбы ворот, карнизы и наличники домов), гончарство, плетение, вышивка, узорное ткачество (красно-белые и многоцветные узоры), шитьё бисером и монетами, кустарные промыслы — главным образом деревообрабатывающие: колёсный, бондарный, столярный, также верёвочно-канатное, рогожное производство; существовали плотничьи, портняжьи и другие артели, в начале XX века возникли небольшие судостроительные предприятия.

Основные типы поселений — сёла и деревни (ял). Наиболее ранние типы расселения — речной и приовражный, планировки — кучево-гнездовой (в северных и центральных районах) и линейный (на юге). На севере характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родственными семьями. Уличная планировка распространяется со второй половины XIX века. Со второй половины XIX века появляются жилища среднерусского типа. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, так называемые "русские" ворота с двухскатной крышей на 3—4 столбах — барельефной резьбой, позднее росписью. Встречается древняя срубная постройка — лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба (нухреп), бани (мунча).

Мужчины носили холщовую рубаху (кепе) и штаны (йем). В основе традиционной одежды у женщин — туникообразная рубашка-кепе, у вирьял и анат енчи — из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, узкая, носилась с напуском; анатри до середины XIX — начала XX вв. носили белые расклешённые книзу рубахи, позже — из пестряди с двумя или тремя сборками из ткани другого цвета. Рубахи носили с передником, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри — без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани. Женский праздничный головной убор — полотенчатый холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат енчи надевали шапочку в форме усечённого конуса, с наушниками, застёгивающимися под подбородком, и длинной лопастью сзади (хушпу); вирьял скрепляли сурпаном вышитую полоску ткани на темени (масмак). Девичий головной убор — шлемовидная шапочка (тухъя). Тухъя и хушпу обильно украшались бисером, бусинами, серебряными монетами. Женщины и девушки носили также платки, предпочтительно белые или светлых расцветок. Женские украшения — наспинные, поясные, нагрудные, шейные, перевязи через плечо, перстни. Для низовых чувашей характерна перевязь (тевет) — полоса ткани, покрытая монетами, надевавшаяся через левое плечо под правую руку, для верховых чувашей — плетёный с крупными кистями пояс с полосками кумача, покрытыми вышивкой и аппликацией, и подвесками из бус. Верхняя одежда — холщовый кафтан (шупар), осенью — поддёвка из сукна (сахман), зимой — приталенная шуба из овчины (керек). Традиционная обувь — лыковые лапти, кожаные сапоги. Вирьял носили лапти с чёрными суконными онучами, анатри — с белыми шерстяными (вязаными или сшитыми из сукна) чулками. Мужчины онучи и портянки носили зимой, женщины — круглый год. Мужская традиционная одежда используется только в свадебных обрядах или в фольклорных выступлениях.

В традиционной пище преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени — сныти, борщевика, крапивы и т. д., каши (полбенная, гречневая, пшённая, чечевичная), толокно, варёный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб (хура cакар), пироги с крупой, капустой, ягодами (кукаль), лепёшки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч). Реже готовили хуплу — большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой. Молочные продукты — турах — кислое молоко, уйран — пахтанье, чакат — творожные сырки. Мясо (говядина, баранина, свинина, у низовых чувашей — конина) было относительно редкой едой: сезонной (при забое скота) и праздничной. Готовили шартан — колбасу из овечьего желудка, начинённого мясом и салом; тултармаш — варёную колбасу с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови. Из мёда делали брагу, из ржаного или ячменного солода — пиво (сара). Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.

Сельская община могла объединять жителей одного либо нескольких поселений с общим земельным наделом. Существовали национально-смешанные общины, главным образом чувашско-русские и чувашско-русско-татарские. Сохранялись формы родственной и соседской взаимопомощи (ниме). Устойчиво сохранялись родственные связи, особенно в пределах одного конца деревни. Существовал обычай сорората. После христианизации чувашей постепенно исчез обычай многожёнства и левирата. Неразделённые семьи уже в XVIII веке были редки. Основным типом семьи во второй половине XIX века стала малая семья. Муж являлся основным владельцем семейного имущества, жена владела своим приданым, самостоятельно распоряжалась доходами от птицеводства (яйцами), животноводства (молочными продуктами) и ткачества (холсты), в случае смерти мужа становилась главой семьи. Дочь имела право наследования наряду с братьями. В хозяйственных интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому часто невеста была на несколько лет старше жениха). Сохраняется традиция минората (младший сын остаётся с родителями как наследник).

Современные верования чувашей сочетают элементы православия и язычества. В некоторых местностях Поволжья и Приуралья сохранились селения чувашей-язычников. Чуваши почитали огонь, воду, солнце, землю, верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Cuлт Тура (позднее отождествлявшимся с христианским Богом) и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитали домашних духов — "хозяина дома" (хертсурт) и "хозяина двора" (карта-пуcе). Каждая семья хранила домашние фетиши — куколки, прутики и пр. Среди злых духов чуваши особенно опасались и чтили киреметя (культ которого сохраняется поныне). Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (Масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам (совпавший затем с православной Пасхой), праздник весенней пахоты (акатуй), летний праздник поминовения мёртвых. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоёме и обливанием водой, по завершении уборки хлеба — моления духу-хранителю овина и др. Молодёжь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой — посиделки. Сохраняются основные элементы традиционной свадебной (поезд жениха, пир в доме невесты, её увоз, пир в доме жениха, выкуп приданого и др.), родильной (обрезание пуповины мальчика на топорище, девочки — на стояке или донце прялки, кормление младенца, ныне — смазывание языка и губ мёдом и маслом, передача его под покровительство духу-хранителю домашнего очага и др.) и похоронно-поминальной обрядности. Чуваши-язычники хоронили умерших в деревянных колодах или гробах головой на запад, с покойным клали бытовые предметы и орудия труда, на могиле ставили временный памятник — деревянный столб (мужчине — дубовый, женщине — липовый), осенью, во время общих поминок в месяц юпа уйих ("месяц столба") сооружали постоянный антропоморфный памятник из дерева или камня (юпа). Его вывоз на кладбище сопровождался обрядами, имитирующими погребение. На поминках исполнялись поминальные песни, разжигались костры, совершались жертвоприношения.

Наиболее развитый жанр фольклора — песни: молодёжные, рекрутские, застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни. Музыкальные инструменты — волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее — гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания. Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются в родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках. В Волжской Болгарии была распространена арабская письменность. В XVIII веке создаётся письменность на основе русской графики 1769 (старочувашское письмо). Новочувашская письменность и литература созданы в 1870-х годах. Формируется чувашская национальная культура.

Т. С. Гузенкова, В. П. Иванов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 631-633.
Автоэтноним (самоназвание)

чаваш: Этноним "чаваш" некоторыми исследователями возводится к названию одного из родственных булгарам Волжской Булгарии племени – сувар, или суваз, суас.

Основная территория расселения

Чуваши составляют основное население Чувашии, где их 907 тыс.чел (70,7% населения республики). Кроме того чуваши проживают в Татарии – 134,2 тыс.чел., Башкирии – 118,6 тыс.чел., Ульяновской – 116,5 тыс.чел. и др. областях РФ.

Численность

Динамика численности этноса в составе населения страны имеет следующий вид: 1897 г.- 845 тыс., 1926 г.- 1117 тыс., 1937 г.- 1168 тыс., 1939 г.- 1370 тыс., 1959 г.- 1470 тыс., 1970 г.- 1694 тыс., 1979 г.- 1751 тыс.чел., 1989 г. - 1842 тыс.чел., из них в РФ - 1774 тыс.чел.

Этнические и этнографические группы

Динамика численности этноса в составе населения страны имеет следующий вид: 1897 г.- 845 тыс., 1926 г.- 1117 тыс., 1937 г.- 1168 тыс., 1939 г.- 1370 тыс., 1959 г.- 1470 тыс., 1970 г.- 1694 тыс., 1979 г.- 1751 тыс.чел., 1989 г. - 1842 тыс.чел., из них в РФ - 1774 тыс.чел.

Язык

чувашский: Чувашский язык имеет два диалекта – низовой («укающий») и верховой («окающий»).

Писменность

Письменность для чувашского языка была создана на основе русской графики в 18 в., в 1769 г. была издана первая грамматика чувашского языка.

Религия

Православие: Верующие чуваши в основном православные, часть придерживается традиционных языческих верований.

Традиционные верования: Верующие чуваши в основном православные, часть придерживается традиционных языческих верований.
Этногенез и этническая история

Формирование чувашского этноса начинается в 7-8 вв., когда в Среднее Поволжье переселяется значительная часть тюркоязычных, в основном, булгарских племен, которые начали сливаться с местным финно-угорским населением. К названию племени сувар (или суваз, суас), родственного болгарам, некоторые исследователи возводят название чуваш. Этническое развитие чувашского этноса протекает сначала в рамках Волжской Булгарии - государственного образования 10-начала 13 вв., затем Золотой Орды и Казанского ханства. В русских источниках этноним «чаваш» впервые встречается в 1508 г. В середине 16 в. чуваши становятся поданными Русского государства, в 18 в. происходит их христианизация. В 1920 г.была создана Чувашская АО, преобразованная в 1925 г. в АССР. Современное название национально..."))

 
ГостьДата: Четверг, 21.04.2011, 17:05 | Сообщение # 19
Группа: Гости





Д.И.Иловайский:".....нисколько не следует, чтоб это название сочинили сами татары, а не взяли его готовым у прежних обитателей Поволожья. Арабские писатели IX и X веков называют Волгу Итиль. Но такое же название встречаем уже у византийских писателей с VI века (у Менандра Attila, у Феофана Atalis, у Константина Багрянородного Atel). Константин в рассказе об уграх и печенегах называет еще часть Южной России Ателькузу и..."

Атал - Волга..аталан -развивайся......Ателькузю - источник Волги..кузь-глаз..Сьлкузь-родник..оз.Ильмень (ильмень-не брал)

 
ГостьДата: Воскресенье, 15.05.2011, 02:29 | Сообщение # 20
Группа: Гости





АТЛ - Волга...Аталан -развивайся..(таланТ)алан)..алан-молотишь....ат(а) -сапог.. Атти=атте - отец
Иосиф Ольшаницкий:"......АТЛАНТИЧЕСКИЙ....... Это название океана, хронологически первого из океанов, знакомых европейцам, происходит от слова АТЛАНТ. Оно образовано от греческих слов АТЛАС и АТЛЕТ. В этих словах их части: АНТ, АС и ЕТ – этимологически сходные, одинаковые по смысловому значению суффиксы разных средиземноморских говоров, АТЛ – корень. В нём звук А – бывший артикль. Языком финикийцев был иврит, поскольку финикийцы – это поморское население древних евреев. Древнейшим корнем в названии западного океана является Т-Л. От этого же корня происходит и русские слова: ТЕЛЕСА, ТЕЛЕСНЫЙ, ТЕЛО, ТАЛИЯ, ПРИТУЛИТЬ, ВТУЛКА, ТЁЛКА, ТЕЛЁНОК.. В первом из них чувствуется греческое происхождение суффикса ЕС, который происходит от ивритского суффикса (э)Т. Корень Т-Л здесь – древнейший, и это, конечно же, не только то, что семитский, но именно древнееврейский корень. От этого корня Тав-Лямэд происходит слово ТАЛИТ, иначе ТАЛЕС. Это накидка на ТЕЛО – древнейший атрибут религиозного еврея.
В длинной цепочке иноземных, последующих искажений произношения от еврейского суффикса -Т происходят очень разные суффиксы многих языков, в том числе и уже очень не похожие друг на друга суффиксы русского языка. Это – большая, отдельная тема.
АТЛАНТЫ, или АТЛАСЫ – так назывались подпирающие облака две горы, между которыми находится выход в океан из Средиземного моря. Одно из названий этого моря, причём не очень древнее: - море Шема, - то есть Семитское море. Так оно обозначено на средневековой карте, показанной даже в последней Энциклопедии для детей. (Том «География», стр.50, Москва, «Аванта+», 1994).
Упомянутые две горы относятся к горам АТЛАС. Это название гор, находящихся на северо-западе Африки, объясняется тем, что во времена финикийцев в тех краях обитали туземцы поразительно высокого роста и очень крупного телосложения. В Африке и по сей день живут племена, антропологически очень разные. Тех гигантов (как говорится, ''в теле'') финикийцы и затем лидийцы, греки, этруски называли аТЛетами, аТЛантами, аТЛасами «(которые ''в теле'')». Горы, где их видели, назвали АТЛАСами, - по имени тех великанов. Океан, начинающийся за проходом между Атлантами, стали называть Атлантическим. Само слово ОКЕАН появилось в связи с тем, что уже в глубокой древности мореплаватели обнаружили то, что берега беспредельной водной поверхности вроде бы КРУГООБРАЗНО огибают всемирную сушу. При этом имеется весьма заметное морское течение у берегов, на всём досягаемом тогда протяжении береговой линии океана. Отсюда и древние мифы о «Реке-Океане».

Добавлено (14.05.2011, 22:13)
---------------------------------------------
И.Ольшаницкий:"СЕВЕРНЫЙ Корень СЕВЕР происходит от древнееврейского слова САВИР. Название Земля Северская – это искажённое название: Земля Савирская, - земля савиров. Савирами хазары называли своих пока ещё полудиких соседей, заселявших территории в стороне полуденной тени от хазарских поселений. И слово Хазары, и слово Савиры являются еврейскими. Они относились, в основном, не к еврейскому населению Восточной Европы. Слово ''савиры'' можно перевести как имя нарицательное, снисходительное по отношению к полудиким соседям (малокультурным, нецивилизованным), - «допустимые, терпимые, сносные». Слово САВИРЫ постепенно стало восприниматься как оскорбление и поэтому вышло из употребления. Слово ХАЗАРЫ «возвращающиеся» приобрело совсем иной смысл, и, как противопоставление смыслу слова САВИРЫ, стало означать нечто почётное, возвышенное, священное. В конце концов, и это слово вышло из употребления в результате того, что положение дошло до катастрофичных трений между самими хазарами, в спорах о том, кто из них «истинные хазары». Постепенно, в основном, всё население юго-восточной Европы, начиная с первых угнанных в чужие страны евреев, - просветителей аборигенов, - стало гордо называть себя хазарами. Поэтому само это слово перестало означать отличительный признак хазар по отношению друг к другу, то есть по отношению ко всем тем, предки которых когда-то не считались хазарами. Первоначально слово ХАЗАРЫ имело буквальный смысл на иврите – ''возвращающиеся'' (на свою библейскую прародину) и относилось только к евреям, «временно поселившимся» среди местного населения. Более цивилизованные, чем аборигены, они стали примерами для подражания. Изначальный смысл слова как бы отошёл в тень нового значения – культурные, цивилизованные (в современной терминологии). Постепенно всё население в зонах заметного хазарского влияния захотело считаться хазарами. Хазары расселялись более или менее плотно на огромных пространствах Евразии – между всеми четырьмя омывающими ее океанами. Об этом говорят ивритские этимологии названий их государственных образований: – каганаты, ханства. (Подробнее об этом изложено в моих других статьях, опубликованных ранее).
СИБИРСКИЙ Одно из старинных названий всё того же океана. Слово СИБИРЬ происходит от того же еврейского слова САВИР. Сибирь, Савирь, Савирия означали гипотетическую прародину всяческих выходцев откуда-то с Востока. Со стороны восхода солнца всегда мигрировали в сторону захода солнца всякие монголоидные, в основном, полудикие кочевники, которых в хазарские времена старожилы будущей Руси снисходительно стали называть по-еврейски ''савирами''. (Подробнее - в «Загадках русского Заполярья»). "

Добавлено (15.05.2011, 02:29)
---------------------------------------------
С.У.Малов(Известия АН СССР,отд. лит-ры и языка):" У меня остается без ответа вопрос: кто древнее - болгары-чуваши на западе (Дунай и Волга) или уйгуры на востоке - в Центральной Азии, или они одновременны?
Народами с относительно древними языками на основании данных больше археологии и истории, чем языка, считались, например, такие тюрки: в Европе признаются за древних тюрков чуваши [8]; они считаются прямыми потомками дунайских и волжских булгар; булгары же, по историческим данным, считаются выходцами из среды гуннов. Еще башкиры считаются древним народом, тоже имеющим касательство к гуннам, например, по мнению крупнейшего археолога проф. Н. И. Веселовского.
В Азии в древние века объединяющим терминологическим названием для крупных тюркских народов одно время были огузы и тугю (кит.) и другие тюркские, более малочисленные племена, например, ягма и др. Далее, в Центральной Азии были историческим старым народом уйгуры.
Миграции не имели того влияния и значения в истории тюркских языков, каковые им обычно приписывают. Тюрки Алтая, киргизы и отчасти хакасы минусинской степи и на Дальнем Востоке якуты - вот народы-переселенцы давнего и недавнего времени из более южных и юго-западных и центральных широких степей Европы и Азии. По берегам речек и среди гор Алтая оседали и скрывались при разного рода исторических переворотах и крупных исторических переменах остатки многих, возможно когда-то крупных, тюркских родов: здесь в бассейне каждой речки и в каждой долине теперь живет свой народ со своими обычаями и языком, отличающимся, и иногда существенно, от языка соседа, проживающего тут же рядом через какую-либо речушку или гору.
Признавая со всеми тюркологами, что восточные тюркские языки в настоящее время, вообще говоря, представляют более древнюю картину, древнее западных тюркских языков, я могу только сказать, что те языки являются древними, в которых больше сохранилось предполагаемых наукой древних языковых фактов, так что, например, татарский язык или башкирский - это новые языки, но одновременно это и древнейшие языки. Видно, что они прожили уже большую и долгую жизнь, "перетирались" с другими соседившими языками (финскими, славянскими и др., нам не известными). Так что изначально, так сказать, они ничем не уступают в своей древности своим восточным собратьям-языкам, но в западных тюркских языках превалируют теперь уже многие новые элементы, заменившие собой древние. Здесь, в западных тюркских языках больше звонких звуков, чем глухих; в середине слов между гласными и в конце слов произошло уже большое изменение - опереднение звуков: вместо задних согласных появились гласные и полугласные долгие, более переднего ряда. Здесь отсутствуют "первоначальные" долготы. Вот, по-моему, важные (далеко не все!) языковые признаки для характеристики этих западных языков, которые являются одновременно признаками новых языков, и обратное отношение в этих случаях мы имеем в древних тюркских языках.
Я считаю, что на западе тюркской территории издавна, т. е. задолго до V в. до н, э., из многих племенных языков образовались две языковые группы: одна по характеру языков хазаро-булгарско-чувашская, а другая - башкиро-татарско-кыпчакско-мишарская. Эту последнюю для избежания недоразумения с хронологией (татары XIII в.!) лучше называть только "мишарской", так как с термином "мишарь" никакой историко-хронологической путаницы, надо, думать, не произойдет. Наличность на западе этой мишарской (татарской) языковой группы с древнейших времен для меня, с языковой точки зрения, не подлежит никакому сомнению. Западно-тюркские языки показывают, что они прошли слишком большую и долгую жизнь, они испытали на себе много разных влияний и пр. Это не могло произойти в очень короткий срок. Все переселения тюрков из Центральной Азии, какие мы знаем (например, гунны, монголо-татары, киргизы), не произвели на западе того языкового влияния и переворота в пользу восточнотюркских языковых элементов, какие можно было ожидать, если бы здесь на западе не было бы уже своих установившихся и отстоявшихся издавна западнотюркских языков [9].
О древних булгарах (чувашах) на Дунае и Волге имеются ясные исторические данные- Что же касается мишарской (татарской) группы языков, то наличие этой группы, особой от группы булгаро-чувашской, можно еще выводить из обитания на Урале башкир, которых арабские путешественники X в. считают жителями тех же мест, где они живут и теперь, и считают тюрками с тюркским языком. Булгарская группа тюркских языков и мишарская группа - это два особых языковых мира - как теперь, так и особенно тогда, в древнее время, о котором у нас идет речь. Но все это, разумеется, тюркские языки. "

 
ГостьДата: Понедельник, 23.05.2011, 04:52 | Сообщение # 21
Группа: Гости





... Суассон.....СУ - ас - сон.......( о епископе Суассонском.. Франция..)
"...он собирал в Суассоне “парламент” из представителей знатнейших фамилий Франции, дабы обсудить планы предстоящего предприятия 7. На последнем из этих собраний он лично прикрепил крест на плечи маркиза Бонифация Монферратского, новоиспечённого предводителя крестоносцев 8..."
 
ГостьДата: Вторник, 31.05.2011, 22:18 | Сообщение # 22
Группа: Гости





Hа обширной территории северо-кавказского региона болгары и сувары жили в условиях тесного этнического взаимодействия с ираноязычными сарматами и аланами, а также с уграми, антами (восточными славянами), грузинами, армянами и другими кавказскими племенами. Впервые племена под названием «болгар» упомянуты в анонимном «Хронографе» 354 г. Этноним «болгары» получает широкое распространение на Северном Кавказе в V в., когда они начинают создавать свое первое государственное образование — «Великую Болгарию». В 4б3 г. послы болгарских племен (огуров, серагуров и
оногуров) появились в Константинополе.
Hа Северном Кавказе у болгарских и суварских племен начался переход от кочевого образа жизни к оседлости, зародились раннефеодальные отношения. Вслед за болгарами в V—VI вв. у савиров совместно с барсилами образовался на территории современного Дагестана свой союз племен — Савирское княжество. В VI в. у его жителей существовала своя письменность. Под савирами авторы V—VIII вв. подразумевали различные гуннские племена, занимавшие степи от Дербента до Азовского моря и Волги. Византийский историк Прокопий Кесарийский в VI в. сообщал: «Tут живут гунны, так называемые савиры, и некоторые другие гуннские племена. Сабиры являются гуннским племенем, живут они около Кавказских гор».
Владея Каспийскими воротами (Дербентским проходом), сувары совершали походы в Закавказье — Албанию (страну на территории современного Азербайджана), Армению и Грузию, в Малую и Переднюю Азию.
В 5б8 г. сувары были разгромлены аварами — тюркоязычными племенами, вторгшимися в Восточную Европу с территории Казахстана. Часть сувар переселилась в Албанию, оставшиеся попали в вассальную зависимость от хазар,
В 70-х гг. VI в. хазары, сувары и болгары попали под власть Западно-Tюркского каганата, образовавшегося на территории Казахстана и распространившего свою власть на Северный Кавказ и Причерноморье. Упорно борясь против каганата, в ходе этой борьбы болгары сблизились с Византией. В 619 г. правитель болгар Органа прибыл со своей свитой в Византию и принял христианство, однако среди массы болгарского населения христианство не распространилось. После смерти Органы вождем болгарских племен стал его племянник — энергичный Кубрат. Он правил до 660 г. Кубрат объединил не только болгарские, но и суварские и другие тюркоязычные племена, а также аланов. Возглавлявшиеся им племена сумели добиться освобождения из-под власти Tюркского каганата. Союз их, оформившийся в 30—40-х гг. VII в. на обширной территории между Азовским и Каспийским морями, получил наименование Великой Болгарии (Булгарии).
Столицей Великой Болгарии был древний город Фанагория на Таманском полуострове, разрушенный ранее, в IV в., гуннами. В 60-х гг. VII в., когда Кубрат умер, Великая Болгария раскололась на две части — на два союза племен во главе с сыновьями Кубрата Батбаем (Батбайяном) и Аспарухом (Испериxом). Первому из них досталась восточная часть Великой Болгарии, второму — западная.
Около VII в. образовался сильный Хазарский каганат, подчинивший себе суварские племена и развернувший наступление против болгар. Tюркоязычные хазары были близки к болгарам по культуре и языку. Tеснимые хазарами, болгары во главе с Аспарухом в 675 г. ушли на Дунай. Здесь в союзе со славянами они потеснили аваров, занимавших земли в среднем течении Дуная. Одержав в 679 г. важную победу над византийской армией и подчинив часть южнославянских племен Подунавья, Аспарух провозгласил создание Болгарского царства, К IХ в. потомки аспаруховых болгар слились со славянами, передав свое имя образовавшейся славянской народности дунайских болгар.
Другая группа болгар, так называемые «серебряные болгары», в 70-х гг. VII в. переместилась в верховья Дона, позднее основная их часть совместно с болгарским племенем берсула (барсилы) переселяется в Среднее Поволжье. Как полагают ученые, они ушли на север под предводительством Котрага — другого сына хана Кубрата.
Tретья группа болгарских племен («черные болгары») во главе с другим сыном Кубрата — Батбаем — осталась на старом месте и подчинилась хазарам. Здесь эти племена продолжали обитать до середины VIII в. и в процессе взаимодействия с хазарами и другими народами региона создали свою культуру, известную в археологии как салтово-маяцкая. Остатки батбаевых болгар впоследствии (в ХI—ХV вв.) послужили одним из главных компонентов балкарского и карачаевского народов, формировавшихся под
влиянием печенегов И кыпчаков.
Сувары с 60-х гг. VII в. находились в составе Хазарского каганата. Хазары использовали сувар в войнах против народов Закавказья, Ирана, Византии и против арабской экспансии на Кавказе.
Главным богом болгары и сувары считали исполина Tангрихана (тангри означало «небо»), почитали его спасителем богов, жизнеподателем и дарователем всех благ. Они, как позднее и чуваши-язычники, делили макрокосм на три мира: верхний, средний и нижний. Культ Tангрихана был связан с почитанием священных густолиственных дубовых рощ, где как старейшину выделяли громадное дерево и располагали возле него капища с кумирами (идолами). Христианский епископ Исраиль, побывав в стране суваров в 684 г., так описал их религию:
«...Они приносили жертву огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые в глазах их казались удивительными, высоким густолиственным дубам поклонялись, принося в жертву лошадей, ели и пили тело и кровь жертвенных животных, кровь их поливали вокруг деревьев, и голову и кожу вешали на сучьях и деревьях».
Вслед за Tангриханом наиболее почитаемым был бог Куар, производивший «искры громоносных молний и эфирные огни» (примечательно, что древнеиранское слово квар означает «солнце», а чувашское кавар — «горящий уголь»). Основные элементы языческой религии су-вар были характерны также для болгар, хазар и других тюрков. Верования сувар близки языческой религии чувашей ХVI—ХVIII веков.
В 30-х гг. VIII в. арабы начали наступление на земли Хазарского каганата. В 732—737 гг. военные действия развернулись на суварских землях. В 737 г. арабы разбили хазарскую армию, заняли столицу каганата город Семендер и достигли земель буртасов, живших на правобережье Волги.
В эти грозные годы сувары вместе с барсилами, покинув насиженные места, переселились в Среднее Поволжье и разместились в лесостепных районах Закамья — южнее обосновавшихся здесь ранее болгар.
В сохранившихся в памяти народа чувашских легендах и преданиях речь идет о прибытии чувашей в Среднее Поволжье именно с Кавказа, с районов гор «Арамази». Как отмечают исследователи, в мифологический мотивах песенных сюжетов чувашей и поволжских татар имеется сходный сюжетный комплекс, связанный с образом гор. «Он, несомненно, имеет разные истоки, — отмечает музыковед М. Г. Кондратьев. — Поскольку в местах сегодняшнего обитания чувашей и татар гористых местностей практически нет, то некоторые ученые склонны рассматривать песенные горы в качестве воспоминаний об иных этапах и иных местах проживания народов».
Былое тесное соседство болгар и су-варов с местными кавказскими народами находит свое проявление в традиционной культуре и языке чувашей. К примеру, в чувашском языке имеется несколько десятков грузинских слов (грузинское слово симес «еда» — чувашское (симес; циви «холодный» — сиве; хумалак «хмель» — хамла и др.); армянских слов (армянское тохмах «толкуша» — чувашское тукмак;
варель «кипеть» — вёре; тесак «сорт» — тёс и др.).
На Северном Кавказе, в Приазовье и Причерноморье сувары и болгары смешивались с ираноязычными сарматами и аланами, хазарами и кавказскими народами, что отразилось в изменении физического типа болгар
и сувар, а в последующем в появлении у них потомков — чувашей — европеоидов кавказского типа.
Этнокультурные параллели между болгарами, ушедшими на Дунай, с одной стороны, и на Среднюю Волгу — с другой, находят свое наиболее рельефное выражение в общности, а то и идентичности многих элементов материальной и духовной культуры их потомков - дунайских болгар и чувашей. Они достаточно хорошо выявлены как чувашскими, так и болгарскими исследователями. Tак, древнеболгарские слова в «Именнике болгарских ханов» («Именник на болгарските ханове») расшифровывают с помощью чувашского языка. Причем ряд зафиксированных в нем имен сходен с дохристианскими чувашскими именами. Многие слова славянского языка дунайских болгар сходны с чувашскими и не содержатся в других тюркских языках (болгарское слово душек «перина» — чувашское тўшек; капия «калитка» — хапха; бирли «соединяться» — пёрле; дин «вера» тен; дотерам «заставить» — тутарам; ексик «брезгливое существо» — йексек; наму-зльк «стыд, срам» — намас; хак «цена» — хак; врел «горячий» — вери; ветав «старый» — вата; кака «старшая сестра» — акка, аппа; хисеп «счет» — хисеп; керка «дочка» — хер; белек «знак» — палла; дост «друг» — тус; енджик «сумка» —енчек; ергень «парень» — еркен и т. д.). В прошлом много общего обнаруживалось в покрое женской одежды, головных уборах и орнаменте, предметах быта, народных поверьях, обрядах и обычаях дунайских болгар и чувашей.

Добавлено (31.05.2011, 22:00)
---------------------------------------------
"Сегодня тех, кто говорит на эсКУАРа с рождения насчитывается по всему миру около миллиона человек. Из них более 860 тысяч живут в ИСПАНИИ, 140 тысяч во Франции и ещё около 120 тысяч – в Латинской Америке и США.
Вот уже около 2х СТОЛЕТИЙ лингвисты пытаются разгадать тайну происхождения эсКУАРа. Язык БАСКов пробовали породнить с ИБЕРским, СЕМИТскими, груЗИНским, японским языками, но всё безрезультатно. На данный момент БАСКский язык считается ЯЗЫКОМ - ИЗОЛЯТОМ , т.е. языком с невыясненной генетической принадлежностью к той или иной языковой семье.
БАСКИ , особенно в горных районах, далёких от промышленных центров, ведут замкнутый образ жизни и ОЧЕНЬ РЕЛИГИОЗНЫ (большинство–ортодоксальные КАТОЛИКИ)."
-----------------------------------------------------------------------------------
Когда не стало Хазарии, в Венгрию уехали многие евреи-КАВАРы...В Испанию уехали правящая Верхушка Хазарии...
Язык чувашский болгаро-хазарский...Кавак -синий, голубой,сизый...Кавакал(квакал)-утка...кавакарчн(квакарчн) -голубь...КАВАпа (КВАПА) - пупок(пуповина),КАВАн-тыква....кавлеть-жуёт
ку-этот, АРсин-мужчина,АРсинАча-мальчик

" Вслед за Тангриханом наиболее почитаемым был бог КУАР, производивший «искры громоносных молний и эфирные огни» (примечательно, что древнеиранское слово КВАР означает «солнце», а чувашское КАВАР — «горящий уголь»). Основные элементы языческой религии сувар были характерны также для болгар, хазар и других тюрков."

Дальше в лес -больше дров...Это о нашем языке тоже, не зря символ дерево, - но откуда корни?...Их и не видно..

Добавлено (31.05.2011, 22:18)
---------------------------------------------
Suraman.narod.ru - Геннадий Егоров. Чуваши - булгары по происхождению
Академик Н. Я. Марр говорил: «Баски находились в ближайшем родстве с чувашами». Имена прославленных героев-мушкетеров являются тому подтверждением. (Читайте раздел 2, чувашские мужские...
soraman.livejournal.com › 1421.html копия
5 Вячеслав Христофоров, поэт, композитор, певец - Мои статьи - Каталог...
Из Чебоксар из артистов приехал я один. -Как испанцы встречают чувашские песни? Среди народов Испании есть и баски - этнические родственники чувашей, как утверждают ученые.
mosentesh2.ucoz.ru › publ/1-1-0-252 копия

 
ГостьДата: Воскресенье, 12.06.2011, 18:44 | Сообщение # 23
Группа: Гости





Г. Зеленко: - Таким образом, получалось, что чем больше развивались технологии, тем больше росло население, тем больше необходимости было в миграциях и тем больше возникало возможностей для языковых особенностей.

С. Старостин: - Как только группы разделяются, совершенно неизбежно разделяются их языки. Язык постоянно изменяется и приблизительно через тысячу лет меняется до неузнаваемости. Тысяча лет - обычный срок для того, чтобы языки потеряли возможность взаимопонимания.
Мы мечтаем о лингвистических картах, хорошо разработанных для каждого периода. Аналогичные карты должны быть разработаны археологами и генетиками - тогда можно было бы наладить настоящее сотрудничество.

Виръялы - чуваши-булгары......"ВИРЪЯ" - слово индийских ведов....Возможно, болгарский язык - от древнего дравидийского...Дравидов завоевали евреи...Быть может, поэтому пишут иногда, что гунны от их 13 потерявшегося колена, откуда Дуло - от эфталитов (от европеидных)....Евр -подобный,Ева(йва-гнездо), йвр-тяжело,тяжко, трудно, йвсь -дерево,ывсь-ладонь, ывл-сын,син-человек,(Адам)эдем-человек
Если поменять китайское "Н" на "Р" (как любят иные делать), то гунны - хурры, хурриты? ...Гунны - не монголы...Если монголы - тюрки, то тюрки ли болгары?
Иногда пишут:" сувары завоевали гуннов.." ,"сувары образовали Хазарию"...А в Хазарии письменность была от евреев..Почему от евреев, если суварская письменность уже была? И кто -сувары, которые в армии Хазарии защищали и Византию, а часть даже перешла на сторону персов...А древние персы - Parsuas
Когда с гуннами на Кавказе слились, суваре приняли ХРИСТИАНСТВО, часть остались в язычестве...Это они потом в Волжской Булгарии приняли ислам? Если хазары - от сувар, а болгары -от гуннов, оттуда в языке чувашском - Хазаро - Булгарское?
Если письменность у сувар была( так пишут), значит и язык должен быть суварский? Какой он язык суварский? Возможно, кто -то подскажет?
Но иногда пишут, что в армии Хазарии были мусульмане, а самого царя защищали БУРТАСЫ....Возможно, это было до войны с арабами, ибо Византию могли защищать только христиане - сувары..

Добавлено (12.06.2011, 18:44)
---------------------------------------------
Если, язык Хазарский был похож на Булгарский, то было что-то общее.. Месопотамия? Ур -Ар?...УрАл - АрАл...Ур, ура, урАй, урам,урАн, ураКан, урапа..Так могли прибавлять буквы только при изобретении письменности на глиняных таблицах..Шит - единица измерения пальцами: 1 шит, 7 шит,10шит., шт! -прорастай!...Шут-счёт, шутла!-считай!...Хут-бумага, хутла!-умножай!..Вут-дрова,хут!-топи!, хутр! -топите!(печь), печек-маленький,чече-грудь, чечек-цветок
Сарматы двигались в древности с юга, а эфталиты позже кругами - оттуда сходство в языке? Кто растолкует? Почему язык Хазарский был похож на Булгарский? Как сохранились сходства?
Баски....Иберия......."Ибер" звучит как "ЭПИР" - мы...Чибер - красиво, чибер хрьача -красивая девушка, кибе-рубашка, йбе -мокро, ЧИ - самый-самый, чи аванни - самый лучший, чи мнни -самый большой, бер!-кидай!, берре(брь) -1(прре)....Баски.....ПраскИ....сан -твой(Санька)...ман-забудь, ман-мой(Манька)...Кул(кол) -улыбайся..Колька...Кала!-скажи!(Гала,Галя)....Вула!(вола!)-читай!..(Воля, Оля)...Гайдар..кайтр!-пусть уходит, Айдар...айтр!-пойдём!...Судан(сутан-продаёшь), утан-идёшь...Гермес(крмес-не войду!), Герман(крьмен-не вошёл), кермЕнь-зАмок, мамк-вАта, вАта-старый (волосы белы,как вАта?), вырАс -жать, выр!-жни!, выРОС - РУСский, ыр-добрый, аш-мясо, ыРАШ - РОЖЬ....Не от слова ли "ыРАШ" слово Русь?...ыРАШ..РАШен....р.Сура..шура-белый, имя Шура..
"Ш" меняли на "С"......Где-то чередуются гласные, ибо хазарское-это и еврейское,где могли гласные и не писать - получались другие слова.
Народы - это загадка живая истории веков.
Языки - как огромный букет разноцветных цветов, как радуга - АЗаМат...А общий цвет - Свет Белый

 
ГостьДата: Вторник, 14.06.2011, 23:11 | Сообщение # 24
Группа: Гости





Тм-глина,тма-встать, тман-не встал, тманА-сова,тм анА - глиняный участок(земля)......Палка=ПАТ АК...ак-сей..птА-гвоздь, пАта-каша, пть!- сгинь!..пирн патА- к нам..ПИР - сукно..ир-утро..пис!-варись! ...пит-очень..пить- лицо..ПИТЕР!-запри!...ПЕТЕР- пусть кидает..кетер...йетер... и т.д.
Язычество...Ставили СТОЛБЫ...В честь Палки?..Ведь Палкой писАли по глине...
".. изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Единственным материалом для письма в Месопотамии была глина, а в качестве орудия для письма шумеры пользовались тростниковой палочкой, которую наклонно слегка вдавливали в мягкую глину. Поскольку конец этой палочки имел трехгранную заточку, верхняя часть линии приобретала вид клинышка. Отсюда и происходит название «клинопись». Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию."
Энциклопедический словарь.
Шумейко Владимир Филиппович... шумерский язык ...См. также в других словарях: Шумер — Координаты: 33°03′00″ с. ш. 44°18′00″ в. д. / 33.05° с. ш. 44.3° в. д. … Википедия
ШУМЕР — древняя страна в Юж. Двуречье (юг современного Ирака). Ок. 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в.… … Большой Энциклопедический словарь
Шумер — (Сумер) историческая область в Южном Двуречье (между реками Тигр и Евфрат, в южной части современного Ирака). До конца 3 го тыс. до н.э. была населена преимущественно шумерами. Около 3000 г. на территории Шумера стало складываться государство. В… … Исторический словарь
Шумер — историческая область в Южном Двуречье (в основном на территории современного Ирака). Освоена в 4 м тысячелетии до н. э. шумерийцами, которые основали ряд городов государств: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Киш. В монументальной… … Художественная энциклопедия
Шумер — Сумер, историческая область в Южном Двуречье (между рр. Тигр и Евфрат, на территории южной части современного Ирака). До конца 3 го тыс. до н. э. была населена преимущественно шумерами (См. Шумеры) и в меньшей мере восточными семитами… … Большая советская энциклопедия
ШУМЕР — Сумер, ист. область в Юж. Двуречье (между pp. Тигр и Евфрат, в юж. части совр. Ирака). До кон. 3 го тыс. до н. э. была населена преим. шумерами и в меньшей мере вост. семитами аккадцами, основавшими ок. 2400 до н. э. город Аккаде, по имени к рого … Советская историческая энциклопедия
шумер — м. см. шумеры 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
шумер — шумер, шумеры, шумера, шумеров, шумеру, шумерам, шумера, шумеров, шумером, шумерами, шумере, шумерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Киш (Шумер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Киш. Древнее Междуречье … Википедия
Цари Ура (Шумер) — (месопотамия) Период правления Правитель 1 я династия Ура Абарги ок. 2600 до н. э. Мескаламдуг Акаламдуг 2563 2524 до н. э. Месанепада 2523 2484 до н. э. Аанепада 2484 до н. э. Гуниду 2483 2423 до н. э. Мескиагнуна Аннанн Мескиагнанна … … Википедия
Книги.. Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации". Комплект из 16 книг, Подробнее Купить за 24500 руб
Все войны древности. От каменного века до падения Рима, Рой Баррелл Подробнее Купить за 692 руб
Энциклопедия для детей. Том 31. Древние цивилизации, Подробнее Купить за 513 руб
Торренты... Мир Востока - Емельянов В. В. - Древний Шумер. Очерки культуры. [2001, DjVu, RUS] Скачать torrent файл (Исторические науки. Издания 1992-по н.в.)

ГУННЫ - ХУРРЫ ?? (кит."Н" меняем на "Р") Царь хУРритов АТАЛЬ....АТИЛЬ??....Оттуда - название реки:АТАЛ??
 
ГостьДата: Воскресенье, 04.09.2011, 22:11 | Сообщение # 25
Группа: Гости





Чувашская письменность — попытки её создания предпринимались с середины XVIII века. Переводились книги с русского на чувашский язык, в них применялась русская графическая система без учёта специфических особенностей чувашской речи и языка. Первый чувашский букварь «Чуваш кнеге» был создан в 1867 инспектором чувашских школ Казанского учебного округа известным русским педагогом, этнографом, исследователем чувашского языка Николаем Ивановичем Золотницким (1829—1880). Однако этот букварь оказался несовершенным и по предложению профессора Казанского университета Николая Ивановича Ильминского (1822—1891) для экспериментального изучения звуков чувашской речи осенью 1870 студент первого курса Иван Яковлевич Яковлев сплотил вокруг себя рабочую группу — русского студента В. Белилина, чувашей С. Тимрясова, Т. Петрова, А. Рекеева, И. Иванова, Д. Филимонова, которые систематически консультировались у профессоров университета: Н.И. Ильминского, Н.Н. Булича, Г.С. Саблукова.
Разработанный алфавит состоял из 47 букв. На его основе в 1872 И.Я. Яковлевым был издан первый букварь под заглавием «Тъваш адизене сыръва вьренмелли кнеге» («Книга для обучения чувашских детей грамоте». — Казань, Типолитография К.А. Тилли, 56 стр.). Этим букварём Яковлев положил начало новому периоду чувашской письменности.
Однако научно безупречный алфавит первого букваря оказался неудобным для практического применения. После тщательного ознакомления с достижениями филологической мысли русских и зарубежных лингвистов и алфавитами других языков (финским, осетинским, сербским, якутским) И.Я. Яковлев усовершенствовал, упростил его. В «Букваре для чуваш», изданном в начале 1873, он оставил только 25 букв. Во второе издание букваря были включены 23 рассказа, написанных И.Я. Яковлевым, 45 загадок и около 400 пословиц и поговорок, собранных им и его коллегами в чувашских селах Буинского уезда Симбирской губернии.

С этого времени новый яковлевский алфавит окончательно утвердился в чувашской письменности, а буинский говор низового диалекта лёг в основу современного чувашского литературного языка.
Усовершенствованный алфавит стал основой «Букваря для чуваш с присоединением русской азбуки», который Яковлев составил и выпустил в том же 1873. Эта книга явилась главным учебником для изучения не только чувашского, но и русского языков. В этом заключается ценность всех букварей И.Я. Яковлева, которые с 1873 издавались с чувашской и русской частями и сыграли большую роль в просвещении и приобщении чувашей к русской культуре.
Завершив создание чувашского алфавита, И.Я. Яковлев и его коллеги приступили к изданию книг, в первую очередь учебно-методической и художественной литературы на родном языке. Только за 50 лет до 1917, в стенах Симбирской чувашской школы, руководимой И.Я. Яковлевым, было издано более 700 названий книг, которые составляют прочный фундамент современной чувашской письменности и литературы.http://ulianovsk.ru/

Добавлено (04.09.2011, 17:39)
---------------------------------------------
Древнечувашская руническая письменность.

Древнечувашская руническая письменность — одно из древних человеческих творений в многочисленных системах письменностей мира. Ее зарождение, развитие и прекращение существования связаны с историческими событиями — переменами в жизни, изменениями социального строя, идеологий, преображениями географической среды. Наиболее полно изучены два типа рунического письма: западный тип (германское, скандинавское, англосакское письмо и др.) и восточный (древнетюркский), восходящий к арамейским и персидско-арамейским письменам. В кругу западных письменностей функционирует также отличная от других — самостоятельная форма рунического письма (болгарская, венгерская), идущая в основе своей от восточного типа. К этой форме, видимо, близко стояло письмо Волжской Болгарии раннего периода, т.е. до возникновения здесь арабской культуры. От суваро-болгарского наследия уцелело лишь небольшое число предметов с руническими письменами, и они плохо изучены. Чуваши явились прямыми последователями культуры раннего государства на Волге. В народе рунические письмена были распространены очень широко, воспроизводились на различных предметах, материалах и в различной технике. Наряду с малой формой существовала и монументальная. К наиболее значительным памятникам относятся: 1) деталь женского нагрудного украшения шълкеме (18 в., медь, обнаружена при раскопках Мартыновского могильника — Козловский район, Чувашская Республика); 2) антропоморфный намогильный памятник основателю населенного пункта Клемтэль (1740, камень, Клементейкино, Альметьевский район, Республика Татарстан); 3) женские рубахи с "узорами письма", 18 в., вышивка — музеи Санкт-Петербурга, Чувашская Республика, Казани, Самары, Саратова, Уфы. Алфавит древнечувашской рунической письменности содержит около 35 знаков. Он перекликается с принципами алфавита Древнетюркской рунической письменности, воссозданный датским ученым В.Томсеном. Но чувашская руническая письменность не связана своим возникновением с орхоно-енисейскими письменами. Ее истоки лежат намного глубже, скорее всего восходят к древнеиранской системе письма, к арамеям, аршакидской пехлеви. В ней, как и в рунической письменности дунайских болгар, находят себе место и греческие буквы. Форма чувашских знаков зависел от используемого материала и техники воспроизведения. Поэтому конфигурация некоторых букв доходит до 5—6. Текст писали справа налево, сверху вниз, во мн. случаях, особенно в вышивке, использовали приемы лигатуры и узоров. Гласные в середине или конце слов встречаются лишь в текстах, выполненный в поздний период существования рунического письма. В мире функционирования оригинальная системы письма, рунические письменности Востока и Запада, чуваши — единственный народ, который, обладая богатейшим наследием — традициями древнейшей культуры, смог сохранить и развивать ее вплоть до 19 в.
Новая чувашская письменность.

Чувашская письменность новая создана И.Я. Яковлевым на базе низового диалекта путем реформирования алфавита Н.И. Золотницкого. Еще в 1867 г. в рецензии на книгу Н.И. Золотницкого «Сoлдалык кнеги» Яковлев писал о необходимости введения в чувашскую графику дополнительных знаков для обозначения специфических звуков чувашского языка. В 1870, став студентом Казанского университета, Яковлев сблизился с профессором Н.И. Ильминским, принял его систему обучения инородцев и приступил к разработке алфавита для чувашского языка. По рекомендации Ильминского к этому делу он привлек студента старшего курса университета В.А. Белилина, русского, и ученика крещено-татарской школы чуваша С.Н. Тимрясова. Путем выездного исследования языка и устного словесного творчества чувашей Буинского уезда, в частности д. Кошки-Новотимбаево, Симбирской губернии им удалось определить в низовом диалекте чувашского языка 45 фонем, в т.ч. 8 гласных и 37 согласных. При этом впервые за более чем 100 лет существования письменности ими были выделены гласный заднего ряда среднего подъема a, гласный переднего ряда среднего подъема e, лабиализованный гласный переднего ряда верхнего подъема y, которые были обозначены графическими знаками, ъ, ь, y. Для различения мягкости согласных при соответственных буквах начертан апостроф. Звонкость согласных обозначалась соответственными буквами русского алфавита. Звонкий заднеязычный согласный х начертан буквой Ћ, звонкая переднеязычная аффриката ч — буквой д` (ад`а, по современной орфографии ача «дитя), глухая аффриката — буквой т`. Выбор букв т`, д` мотивирован тем, что аффриката ч в низовом диалекте сильно тяготеет к мягкому т`, д`. На основе нового алфавита, составлен, по принципу фонетического транскрибирования, был написан букварь «Тъваш адизене сыръва вьренмелли кнеге» (Книга для обучения грамоте чувашских детей). Алфавит букваря содержит 47 знаков: Аа, Бб, Б'б', Вв, В'в', Гг, Г'г', Ћt, Дд, Д'д', Д`д`, Ее, Жж, Ж'ж', , Зз, З'з', Ии, Йй, Кк, К'к', Лл, Л'л', Мм, M'м', Нн, Н'н', Оо, Пп, П'п', Рр, Р'р', Сс, С'с', Тт, T'т', Т`т`, Уу, _y, Фф, Хх, X'х', Шш, Ш'ш', ъ, ь, Ыы. Первый букварь И. Яковлева написан на языке низовых чувашей сообразно его звуковой системе. Но ввиду громоздкости и технического несовершенства знаков для практического пользования оказался неудобным. Сразу после выхода букваря Яковлев и Белилин переделали его, сократив количество букв до 27. При этом буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, были исключены из алфавита, т.к. в чувашском языке глухое или звонкое произношение согласного определяется тем, в какой фонетической позиции находится этот согласный. Произведено сокращение знаков, введен, для обозначения мягких согласных звуков. Исключение составляют мягкие согласные л', н', т', у которых даже в соседстве с гласным заднего ряда мягкость сохраняется (кукaл' «пирог», мaкaн' «мак»). Для этих мягких согласных были изображены буквы с диакритическими знаками л,, ?, T. Буква с', заменена буквой c, буква т' — буквой - Ћ, буква й буквой j. Реформированный алфавит выглядел так: Аа, Пп, Вв, Кк, Тт, T, Ћ, Ее, Шш, Сс, Cc, Ии, Jj, Лл, Љљ, Мм, Нн, ??, Оо, Пп, Рр, Уу, _y, Фф, Хх, ъ, ь, Ыы. На этом алфавите в 1872 был издан пробный букварь «Сыръва вьренме тьтгьнмалли кьнеке» (Книга для обучения грамоте) и «Чън тьн кьнеки» (Начальное учение православной христианской веры).

Добавлено (04.09.2011, 20:19)
---------------------------------------------
Язык чувашский -булгаро-хазарский..
А.Кучеренко:"Евреи пришли из Хазарского каганата в Южную Россию не позднее VIII-IX вв. н. э. Одна из гипотез даже приписывает им основание города Киева. Однако иврит к тому времени уже лет четыреста не функционировал в качестве разговорного языка. Те, хазарские евреи говорили на хазарском языке. Так мог ли иврит повлиять на русский язык непосредственно?
Оказывается, мог. Не через устное общение, а через наиболее авторитетный текст того времени — Библию. Благодаря Библии влияние иврита на русский язык началось с влияния на кириллический алфавит. Кирилл и Мефодий для большинства букв кириллицы использовали греческие прототипы (многие из которых восходят, в свою очередь, к финикийско-еврейскому письму), но несколько букв заимствовали напрямую из иврита: Ш и Щ из «шин» ש, Ц из «цади» צ. "
По другой версии,Киев основал Кубрат для брата..
Но и у хазар -Саркиль..Сар-жёлтый,золотой,солнечный(от этого слова ЦАРЬ)..Киль!-Приходи! Киль-дом родной,кюль-озеро,кюль-запрягай...
Черноморская килька...Киль-ха!=Приходи-ка!................Ки-ев..(евр-подобный,евч..
Киль-йва..Ева..ива..йвсь=дерево,ывсь-ладонь, ывс=доска кухонная,ывл=сын,сывлх-здоровье,сывла=дыши,сыва-здоров...Сыва пул!-Будь здоров!
Дух...Тух!-выходи!(воздух?)...пух-собирай...Бох!-Смотри!
Таз...таса=чистый, Шура=белый, Сара=жёлтый, Аврам-согнул,ивр=йывр-тяжело, (ит)йт!-неси! Ыйт=проси,спроси

Добавлено (04.09.2011, 22:11)
---------------------------------------------
ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК
ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК, один из тюркских языков, единственный живой представитель булгарской группы, в которую входили также булгарский и хазарский языки. Распространен в Чувашской Республике, где является государственным наряду с русским, в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Оренбургской и Ульяновской областях, а также в некоторых других областях, краях и республиках Урала, Поволжья и Сибири. Число говорящих – около 1,5 млн. человек; при этом численность этнических чувашей по данным переписи 1989 составляла 1 млн. 842 тыс. человек; примерно половина из них проживает в Чувашской Республике. Выделяются два слабо различающихся диалекта: низовой (анатри, «укающий») в южных районах республики и верховой (тури, «окающий») – в северных, т.е. выше по течению Волги.
Чувашский язык расположен на периферии тюркоязычного мира и отмечен наиболее значительными отличиями от «общетюркского стандарта». Для фонетики чувашского языка характерно произношение р и л вместо з и ш родственных тюркских языков (по-видимому, это отражение древнего состояния), тенденция к открытости конечного слога, а также система разноместного долготно-силового ударения, характерная для верхового диалекта и пришедшая оттуда в литературный язык. Среди грамматических особенностей – наличие особого суффикса множественного числа -сем вместо имеющегося во всех тюркских языках -лар (с фонетическими вариантами), а также особые формы некоторых времен глагола, падежей, основы указательных местоимений, не совпадающие с общетюркскими. В фонетике, грамматике и лексике чувашского языка отразилось влияние других тюркских языков, прежде всего татарского (на низовой диалект), а также монгольских, финноугорских (марийского и удмуртского), иранских и русского языка. В условиях широко распространенного чувашско-русского двуязычия (по данным переписи 1989, 88% чувашей свободно владеют русским языком) новые русские заимствования входят в лексику чувашского языка, сохраняя русский фонетический облик.
Чувашский язык восходит к древне- (4–11 вв.) и среднебулгарскому (13–16 вв.) языкам. Литературный (новобулгарский) чувашский язык сформировался на основе низового диалекта. В становлении литературного языка большую роль сыграла деятельность И.Я.Яковлева и возглавляемой им Симбирской чувашской учительской школы (конец 19 в.). Письменность на основе кириллицы существовала с 18 в. и использовалась в сугубо культовых целях; в 1870-х годах была радикально реформирована И.Я.Яковлевым, в дальнейшем изменялась еще несколько раз, последний вариат принят в 1933. Современное чувашское письмо включает 33 буквы русского алфавита и 4 дополнительные буквы с диакритическими знаками. На чувашском языке ведется преподавание в начальной школе, в средней и высшей школе он изучается как предмет. В Чувашской республике ведется радио- и телевещание на чувашском языке; периодическая печать на чувашском издается, помимо Чувашии, также в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской области.
Изучение чувашского языка началось в 18 в., первая печатная грамматика появилась в 1769 (В.Пуцек-Григорович). Основы научного изучения чувашского языка были заложены Н.И.Ашмариным (конец 19 – начало 20 вв.); важный вклад в его изучение внесли И.А.Андреев, В.Г.Егоров, Й.Бенцинг и другие исследователи.
Литература Материалы по грамматике современного чувашского литературного языка, ч. 1. Чебоксары, 1957
Чувашско-русский словарь. М., 1982
Андреев И.А. Чувашский язык. – В кн.: Государственные языки в Российской Федерации. Энциклопедический словарь-справочник. М., 1995

 
ГостьДата: Понедельник, 05.09.2011, 16:47 | Сообщение # 26
Группа: Гости





"...уже не первый визит Тимоти Май Шелпиди в Чувашию. В 2008 году в рамках визита в республику .."
Река Тимать в Чувашии...и такая фамилия: Тимоти - откуда взаимосвязь?
Певец Тимати..
 
ГостьДата: Вторник, 06.09.2011, 04:59 | Сообщение # 27
Группа: Гости





"..в 1872 И.Я. Яковлевым был издан первый букварь под заглавием «ТъВАШ АДИзене сыръва вьренмелли кнеге»

<<Финно-угорский мир.....Э́ндре АДИ (, 22 ноября 1877, Эрминдсент, Австро-Венгрия, ныне Румыния — 27 … и представляющим собой геологическую редкость подземным озером в пещере ТАВАШ, открытым в 1902 году. ~ >>

Вирьял...Вирья - индийское слово.....Вирья -во Франции селение

Добавлено (06.09.2011, 04:46)
---------------------------------------------
Вирья (кантон) — Википедия
Вирья́ (фр. Viriat) — кантон во Франции, находится в регионе Рона — Альпы, департамент Эн. Входит в состав округа Бурк-ан-Брес. Код INSEE кантона — 0143. Всего в кантон Вирья входят 6 коммун, из них главной коммуной является Вирья.
ru.wikipedia.org›wiki/Вирья_(кантон)

Добавлено (06.09.2011, 04:50)
---------------------------------------------
ВИРЬЯЛ...........Вирья(санскрит) Сила. Решимость. Мужество. Героизм. Энергичность. Старание. Целеустремленность. Готовность к действиям, к занятиям духовной практикой. Усилия, направленные на совершение благих дел. Сила духа. В буддизме — одно из совершенств (парамита), которые помогают адепту «переправиться на другой берег», т.е. достичь нирваны, освобождения. Термин означает также «мужское семя».
Синонимы: Вирийя, Виря – (санскрит).Источник: «Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям".

Добавлено (06.09.2011, 04:59)
---------------------------------------------
Кантон (атолл) — атолл в архипелаге Феникс (Кирибати).

 
ГостьДата: Вторник, 06.09.2011, 21:12 | Сообщение # 28
Группа: Гости





Виръял = кантон= атолл................................селение=ял
АВАН — Википедия
АВАН— село в марзе Арагацотн (Армения) АВАН (Avan) — район ЕреВАНа. … АВАН, дочь Евы — дочь Адама и третий ребенок Евы согласно Книге Юбилеев.
ru.wikipedia.org›wiki/АВАН
3 АВАН
АВАН — эламский город недалеко от СУЗ. Точное местоположение не установлено. В древнейшей истории Элама и Двуречья АВАН играл значит. роль.
dic.academic.ru›dic.nsf/bse/61040/АВАН
4 АВАН.
АВАН... (от французского avant - впереди), часть сложных слов, соответствует по значению словам "передовой", "передний" (например, АВАНзал, авангард). Современная энциклопедия.
dic.academic.ru›dic.nsf/enc1p/3022
У нас АВАН - ХОРОШО,АВАЛ - в древности, ывал-сын,сывал-выздаравливай, вал-он...........С,яавал -Цивиль....цивилизация...с,яава -коса
 
ГостьДата: Воскресенье, 11.09.2011, 05:55 | Сообщение # 29
Группа: Гости





Чипер херача - Красивая девочка... Чи - самый-самый, пер-1(прь),пер-бросай
ЧИПЕР (от анг. Chip [tʃɪp] фишка, марка (в играх)) — работник, который собирал фишки по ЦВЕТУ и номиналу на рулетках и разбирал колоды карт для карточных игр по мастям и старшинству (чтобы дилер, придя за стол, мог показать игрокам наличие всех карт, а они, в свою очередь, убедиться в честности дилера и всего заведения).
ТУЗ...тус-друг
АРКАН....аркан -расколись
ТАРО....тар - убегай, торо - чисто,прозрачно, ТАРОн - глубоко
ДАМА....АМА-самка.....тама -стоять, тамак (тамк) - ад,могила
ВАЛЕТ.....вилеть - умирает, вал -он, сыВАЛ.....................ЧЕРВИ...чер(е) - живой, чере-сердце,
КОЗЫРЬ....кусыр(кОсыр) - двигайтесь, кусар -двинемся, озьр - откройте, озь! - открой!
Кузь -двигайся, кузь - глаз, ыр -добрый........Тури Окают: козь...
КАРТА.....карта-забор, КАРТАла-загораживай, КАРТАлап -загораживаю......КАРТАЛА - Карт алла - Карты в руки

Добавлено (11.09.2011, 05:55)
---------------------------------------------
Из Википедии: К булгарской группе относят вымершие языки:

хазарский,
собственно булгарский,
гуннский,
тюркско-аварский,

а также современный чувашский (и малокарачкинский).

Чувашский язык предположительно является современной формой волжско-камского булгарского.
Особенности

К фонетическим особенностям булгарской группы можно отнести следующее:

сохранение различий между долгими и краткими гласными;
оригинальный вокализм;
смягчение в ряде позиций звуков s и t (в современном чувашском шипящие рефлексы);
ротацизм — изменение пратюркского ŕ в r (ротацизм);
ламбдаизм — изменение пратюркского ł в l в закрытом слоге и в š в открытом — в современном чувашском сохраняется значительное количество этимологических дублетов (ламбдаизм);
сохранение противопоставления ŕs и ŕ и łč и ł — в остальных тюркских ŕs совпадает с ŕ, а łč с ł.
реализация в зависимости от позиции пратюркского -d- в виде -j- (в современном чувашском сохраняется, сливается с гласными или переходит в -v-) или -z-, возможно, также -d- (вероятно, в хазарском); изменение -z- > -r- (второй ротацизм) позднейшее.
В современном чувашском также произошли следующие фонетические процессы: совпадение i, ɨ и ü, огубление a в первом слоге (в малокарачинском рефлекс a противопоставляется рефлексам исконных губных), оглушение начальных звонких, озвончение слабых глухих, изменение q > x (последнее наблюдалось уже в волжско-камском)

Грамматические особенности:

отсутствие окончания -lar во множественном числе — в современном чувашском употребляется окончание -sem (по диалектам -sam);
совпадение дательного и винительного падежа;
наиболее последовательное различение основ на гласный, в том числе редуцированный ə, и на согласный, при ограниченности использования показателя притяжательности -sɨ;
показатели притяжательности, предшествующие числовым.

 
ГостьДата: Воскресенье, 11.09.2011, 20:41 | Сообщение # 30
Группа: Гости





"Мария: Салам Чуваши эпе Башкиринчен. Пите жаль нумай илемле самахсене чавашла пелместеп. …"

Хотят знать, интересуются...Яз(АЗ)ык наш очень интересен..Чльхе-язык, похож на чулок -члха.
Чль-кусок хлеба,то,что ложится на ЯЗ(АЗ)ык....Чльм - папироса, мм(эм)-соси! Чльм туртать -курит...Чн-правда,чан-колокол, ян-янрать=звенит, шнкрав куреке -колокольчик....Ан ман мана = Не забудь меня= незабудка....АНне-мама..Салтак тюмми =Пуговица солдата - ромашка. Хурлх ан=Горе уходи(спускайся ..в землю) --сМОРодина...СьеМЕРТЬ -- черёмуха... Сирень- покровительствуешь( убираешь зло), отвар цветов сирени пьют при малярии(нар.ср-во).
Если....Тльхе: тль-цель,тллет-целится, тллен-целишься...ТЛЕН...ПЛЕН(ЯЗ-АЗыка ловят)...плень!!-знаешь!!!...ПЕЛЬМЕНЬ...пельмень-не знал

Очень многие слова можно чётко-ясно понять и без гласных как у евр.(евр-подобный,ЕВР+опа(медьведь=упа -1й символ Европы).
Мй-шея, мйр-орех, чм -нырни в воду, чт-терпи! ЧГТ - СЫР чувашский( вкуснее всех сыров на свете!), хрь -девушка, хрм -сажа, кль-зола, кль ту-молись,СХ СХать - крестится,молится, сх- жаль(жалом),схать-жалит, схан-жалишь, сьхан-ворон,чн-правда,чнлх-истина, чх-курица, йх-племя,уйх-месяц, луна, уй-поле,хир-поле....ШПРОТЫ...шпр-веник,шп-тихо,шпрт!-тише!,шплх-тишина, ШПА-СУДЬБА, шапа-жаба, лягушка(ЦАРЕВНА?), шпана, шпчк-соловей:"чк-чк-чк!", чак- убавляйся,уменьшайся, чакак-сорока,ак-сей, ШАНЧК-НАДЕЖДА, чактр -пусть уменьшается, тр-стой! ТРАССА: трас-стоять...КАНТАРИЯ(муз.США)...кан-отдыхай,тар-убегай, КАНТР - КОНОПЛЯ , кантр -пусть отдыхает, КНТР-ЮГ, кнтр-пусть подыхает, кн-подыхай, мк-мох, МКНЬ -МАК, ят - имя, ЯД - НАРКМШ.....Баба ЯГА ...яга - гладко.
ТАТЬЯНА...тат- отрежь, яна -опустил, отпустил...Янах -подбородок....ЯН янрать -звенит.....АННА...анна -спустилась, ана-участок в поле, анаслать -зевает, анас -спуститься, опуститься, анас -зевота...Ан ас! - Не бесись или Не балуйся!-Ан аташ! Не блуждай - Ан сьюхал! -Не заблудись!...Сухал -борода...Бор ода =Пур ута=Сено есть. Ут!-шагай! Утлан!-Садись на коня верхом! Утас-идти, утас -шаг(1 утас, 2 утм..) Утти-походка...Ути!Ути!Ути!=утка=КВАКАЛ....квак-синий,голубой, ал-рука, КВАкарчн - голубь...ШУРА -белая...САРА-жёлтая...ЮРА-песня...ЮРАту -любовь...Ту-делай! ТУ-ГОРа....ЕГОР....ЕМЕЛЯ...Эмель-лекарство....еметь-сосёт,эметь -МЕЧТА....САНИ.(Сан-и?=Твой?)...САНЯ
 
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Чувашский язык (Вопрос к родителям.)
Поиск:

Copyright СТерХ © 2024