Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
16.12.2017, 04:32
Чувашские песни
Главная Традиции и обряды в чувашской свадьбе - Форум о Чувашской культуре Регистрация Вход
javascript://
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 161231516»
Модератор форума: Kiremet, gjanet880 
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Традиции и обряды в чувашской свадьбе
Традиции и обряды в чувашской свадьбе
DefOldДата: Четверг, 18.03.2010, 19:55 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 503
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Традиции и обряды в чувашской свадьбе

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу.

Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода...

Вся забота чуваша в здешней жизни не в приготовлении к жизни будущей, а о возвышении и упрочении своего рода: т?т?м ан сив?нт?р — чтобы избной дым не похолодел [не прекратился]. Для этой цели он и работает, и копит деньги, отказывая себе даже в улучшенной пище. В.К. Магницкий
Знакомства и выбор невесты и жениха

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях, ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.

Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.

Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.

Иногда невеста по возрасту была старше мужа на несколько лет, например, жениху могло быть 18—20 лет, а невесте под 30. Родители жениха старались быстрее принять в дом новую работницу, особенно если в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж умелую девушку, ведь она еще могла поработать дома.

Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.

Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она ценнее, тем больше она умела и тем богаче было приданое, которое начинали готовить с детского возраста.
Перед свадьбой

Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания (кил?шни), родители юноши посылали сватов (евч?). Эти евч? были родственниками или близкими знакомыми. Они с гостинцами и кнутом приходили в дом невесты и вели себя не так, как обычно, например, проходили и садились на середину избы, заводили разговор о покупке: «У вас, говорят, на продажу ярочка есть?» Родители девушки уже понимают, зачем пришли странные гости, и поддерживают разговор: «А мы вроде ничего не продаем». Тогда гости просят расспросить об этом их дочь. В конце разговора, после угощения, если обо всем удалось договориться, евч? оставляли в доме кнут.

Через несколько дней в дом невесты приезжали родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты (х?р ?ура?ни). Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма (хул?м) и приданом.

За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз приходили в дом невесты для окончательного договора о сроках свадьбы (п?лчав, к?м?лча).

Для проведения свадебных торжеств во дворе устанавливали специальные скамейки и стол, все это называлось шил?к.

В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами.

Старший дружка (м?н к?р?) выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка (к???н к?р?) выбирался из молодых родственников жениха. Запевала и коновод среди молодых поезжан, он вел переговоры со свитой невесты. Н.И. Воробьев и др.

Сохранились сведения, что в древности свадебным одеянием невесты был обрядовый шупйр.
Подготовка к свадьбе

Свадьба была большим праздником для обеих деревень. В каждой местности были свои отличия в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю ?им?к.

Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы — туй пу??. Жениха сопровождали его друзья, родственники — молодые парни (к?р? ??м?сем, туй ачисем, нукерсем). Среди них выбирали м?н к?р?, к???н к?р? уртмах??, который носил с собой через плечо большую кожаную сумку для гостинцев.

Невесту сопровождали ее подруги — х?р ?ум?сем и неженатые парни-родственники (пуса каччисем).

Обязательно приглашали посаженых родителей — х?йматл?х и его жену, а также несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.

Начало свадьбы в доме невесты. К началу свадьбы собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье и благополучии молодой семьи.

В это время где-нибудь в клети вместе с подругами невеста наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, тухъю, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, нарядный с?хман, сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало — п?ркенчек. Во время одевания невеста пела песни-причитания.

Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.

Затем невеста вместе со своими родными, подругами, взрослыми и детьми под музыку скрипок, барабанов и ш?п?ра с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они привечали невесту и ее свиту, сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, торжественно и ласково благословляли, напутствовали девушку, прощались с ней. Так в течение 2—3 дней обходили всю деревню, ездили к родственникам в соседние деревни.

Начало свадьбы в доме жениха. В это время в доме жениха также готовили богатое угощение и совершали моление. Жениха наряжали в богато вышитую белую рубаху, нарядный с?хман (шуп?р), высокую шапку, на передней части которой посередине пришивали серебряную монету. На ноги одевали сапоги, на руки — кожаные перчатки, к мизинцу прикреплялся вышитый платочек. На шею вешали серебряное ожерелье, а к спине — сложенный по диагонали свадебный платок. К поясу также подвешивали вышитые платки или концы сурпанов. В руках он держал плетеную нагайку.

Также своеобразно были одеты друзья жениха: в нарядные рубахи и одолженные у девушек фартуки, серебряные ожерелья, бусы, а также сабли и луки со стрелами. Позднее стали брать ружья.
В начале младшего оврага
Ягод много, земли мало.
В начале старшего оврага
Ягод мало, земли много.
В доме отца-матери
Добра много, дней мало.
В доме у семижды чужих
Добра мало, дней много.

Чувашская народная песня-причитание

В это время начинается музыка, а жених и его друзья, держа левыми руками друг друга за кушаки, в правых — плети, а другие свои сумки, пляшут под музыку все, кроме жениха. Станцевав так круг против солнца, подходят к отцу с матерью и наклоняют головы, а главный среди них, рассказывая им о желании ехать в другую деревню за невестой, просит у них на это позволение. Это делается при звучании музыки троекратно. После чего отец и мать разрешают им это и пьют по ковшу пива и угощают их. Потом жених со своим сопровождением троекратно объезжают дом и, выпалив три раза из ружья, отъезжают при игрании музыки. К.С.Милькович, 1783

По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Русские сажали новобрачных на меховые шкуры, чтобы они жили богато.

Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его. В это время во дворе уже вовсю шло веселье, звучали барабаны, скрипки, ш?п?р, с?рнай: все гости пели и плясали, угощались. Затем так же, как и невеста, жених навещал своих родственников. Вместе с музыкантами, с разнаряженными и вооруженными друзьями, верхом на лошадях объезжали всю деревню, ездили в другие деревни. У каждого родственника они угощались, пели, плясали, получали гостинцы, которые уртмах?? складывал в свою сумку. Возможно, во время этих посещений торжественно приглашали на свадьбу (на самом деле вся деревня уже давно знала и с радостью ожидала эту свадьбу).

Возвратившись домой, жених и его свита просили у родителей благословления ехать за невестой. Обычно отправлялись вечером. Вместе с женихом ехал шумный, веселый, музыкальный и нарядный свадебный поезд — нескольких десятков подвод и множество всадников, всего несколько сот человек. Около ворот деревни или на перекрестке дорог совершали моления, оставляли кусочки пищи и монеты.
Свадьба в доме невесты

Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Открывающему ворота мальчику давали монету. Во дворе три раза объезжали вокруг дома или вокруг специально устроенного места (шил?к). Вперед выступал м?н к?р? и произносил длинную своеобразную песню-речь «М?н к?р? такмак? (Саламалик)». После такого приветствия гостей приглашали в дом (или в шил?к). Совершали моление, пили пиво и медовые напитки. Во дворе вовсю звучала музыка, люди пели, плясали. Гостей угощали пивом, ш?рпе, печениями, сыром, ш?рттаном и т.д. Самые уважаемые старцы обычно сидели в доме за отдельным столом.

В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в доме какого-нибудь родственника. Там тоже звучала музыка, пели и плясали. Затем, к утру, невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась со всеми родными и своей родиной — исполняла печальную песню-плач — хер й?рри, х?х. Обычно во время исполнения этой песни даже мужчины с трудом удерживались от слез. Слова этой песни-плача каждая девушка слагала по-своему.
Не хочется уходить,
батюшка, — Пуховой периной стану,
Под тобою буду. Не хочется уходить,
матушка, — Белым яичком стану
У тебя за пазухой,
с тобой ходить буду. Не хочется уходить,
братец, — Кожаной плеткой стану
В твоей руке,
с тобой ходить буду. Не хочется уходить,
тетушка, — Белым платьем стану
На тебе,
с тобой ходить буду. Все-все родные, соберитесь,
Шелковым забором
загородите. Внутри шелкового забора
Круглое озеро создайте. В круглое озеро
Белую уточку пустите,
Белой уточкой я буду. Как семижды чужие
приходить начнут,
Я в самую глубокую
глубину нырну. Как родные мои
приходить начнут,
Я наружу на самый верх
вынырну.

Чувашская народная песня «Х?р й?рри»

Невесту выводили во двор и сажали верхом на лошадь, которую вел х?йматл?х за повод, сделанный из полотенца. За ней следовал весь свадебный поезд жениха и повозки с приданым невесты.

Почти вся деревня провожала невесту за околицу. При выезде за околицу жених три раза ударял невесту. Этим он как бы прогонял злых духов, которые могли перейти в их деревню.

Все эти события проходили при обязательном звучании музыкальных инструментов.
Свадьба в доме жениха

У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое яйцо. Во дворе жених спешивался и приводил из конюшни лошадь. Узду этой лошади он передавал невесте, или она спускалась со своего коня, опираясь на эту лошадь. Под ноги невесты постилали белый войлок. Затем жених на руках вносил невесту в дом. В любом случае на земле не оставалось следов от пока чужого для этого рода человека — невесты.

В доме проводили обряд инке салми. Жених и невеста вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы накалывали несколько штук салмы. Парень или девушка танцевали под музыку с этими вилами в руках. Во время танца он несколько раз подходил к невесте и, припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот обряд символизировал «общую еду» молодых. По представлениям многих народов, совместная еда как бы делала жениха и невесту родственниками.

После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она одаривала свою новую родню подарками — рубахами, полотенцами, сурпанами.

Под музыку и песни молодых закрывали в клети, желали им иметь много детей. Среди чувашей крайне редки были случаи, когда молодежь вступала в половые отношения до свадьбы. Это считалось большим грехом.

Многие исследователи отмечали особую порядочность чувашских девушек. Да и среди парней не поощрялась распущенность. В чувашском языке «выйти замуж» переводится не как «ар?ынна каяс», а как «качча каяс», где качч? — парень.

Легкое поведение и потеря девичьей чести сильно осуждается общественным мнением чувашей, хотя чуваши не допускают такие грубые формы осмеяния девушек, как обливание ворот дегтем. Г.И. Комиссаров

Обязательным свадебным обрядом был пу? сырни — одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д.

Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой — шыв ?ул?, который также мог проводиться по-разному. В это время невеста уже называлась ??н? ?ын (новый человек) и требовалось, чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками (??н? ?ын салми) или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.

После этих обрядов день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.
Послесвадебные обычаи

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые и родственники мужа ездили в гости к родителям жены, называлось тав?рна (возвращение).

Во время этого посещения молодой семье отдавали оставшуюся часть приданого — домашнюю скотину: корову, овец, пчел и т.п. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и плясать.

Когда случится проезжать мимо той деревни, в которой свадьба, то слышно верст за пять или за шесть, в особенности по утренней заре, подумаешь, что идет какая-нибудь рать неприятельская. С.М. Михайлов

Текст из книги:
Елена Енькка. Родной край. Учебное пособие для 6-7 классов. Чебоксары, 2004

 
KiremetДата: Пятница, 19.03.2010, 12:44 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 210
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (DefOld)
невеста по возрасту была старше мужа на несколько лет, например, жениху могло быть 18—20 лет, а невесте под 30.

бывал на кавказе, у них сточность наоборот.
а у русских интересно как было?


Hammer ялтан
 
biaxteaxighДата: Суббота, 08.01.2011, 06:08 | Сообщение # 3
Группа: Гости





Бан на месяц!
добрый модер
 
incicaevitSДата: Вторник, 11.01.2011, 13:01 | Сообщение # 4
Группа: Гости





beautiful ukrainian brides
Hi! Can i post here many advertisement links for free? If not - please delete this posting. Thanks.
bella russian bride
 
tanluДата: Четверг, 20.01.2011, 21:02 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Kiremet)
а у русских интересно как было?

утверждать не берусь но видимо либо так же как на кавказе либо примерно одинаковый возраст, просто ниразу не слышал чтобы вообще где то привествовалась то чтобы жена была старше мужа.
 
ГостьДата: Четверг, 17.02.2011, 19:17 | Сообщение # 6
Группа: Гости





У мордвы жена могла быть старше мужа и намного. Смотри. П.С. Паллас и др. Кроме того эти материалы есть у И.Н. Смирнова и в церковных книгах.
 
Гость Аида*Дата: Пятница, 18.02.2011, 17:21 | Сообщение # 7
Группа: Гости





Возможно, что -то от АМАзонии и было...От матриархата, быть может, что -то сохранилось...
В наших же краях когда-то было: брали в дом 17 летней девушки мальчика 7 лет - рос, воспитывался ею, её семьёй; совершеннолетним уже становился её мужем...Возможно, мужем таким, который уважал свою супругу, как мать...
Старшие девочки у нас всегда за младшими ухаживают - умеют воспитывать..Ничего плохого в этом и нет, ведь помощник понимающий растёт...
А в детдомах столько сирот...Брошенных уже в 80-х много было в больницах -молоденькие же девочки-сестрички выхаживали до года, а после в детдом, чего нет у евреев - они своих не бросают...Как Хазанов шутил:" А вдруг учёный вырастет, потому и не бросают..."
В последнее время пишут, если муж младше жены, то дети будут умнее...Ничего удивительного в этом нет, ведь ещё не спился, не наркоманит, заразу в постелях не собирает, к тому же прислушивается к мнению жены, если она чуть старше, а взаимопонимание превыше всего, чего и не хватает в семьях, оттого разлады или же даже разводы...
Хоть и говорят:"Жена -шея.." - всё зависит от ГОЛовы, сколько ею не верти, если Глава не желает думать...Всё зависит от Мужчин - каковы они - такова жизнь в мире...Они защитниками должны быть, а не обижающими.
Мат - колдовское слово, которое применялось лишь в боях...Матом унижая женщину -унижают своих детей, своим сыновьям передают такой опыт отрицательный.
Всем всего прекрасного! Пусть всё будет у всех хорошо (ошо - тепло), замечательно, отлично...
 
Гость *-*Дата: Четверг, 17.03.2011, 02:30 | Сообщение # 8
Группа: Гости





Мшр... - Пара ...
У русских - супруг : суженый - ряженый.
" Мшр " - так говорят, наверное, только в нашем народе - это же Половина...

" Он и Она -
Солнце... Луна....
Где его иль её Половина?"

Пирнь чльхере кна пуль вл, е вырссем хушшинче:"...ПОЛоВИНки...": "СОЛНЦЕ...- Он, ЛУНА - Она..."
Что творится там , где 4 и более...?

У Дня есть Ночь, у Ночи всякой День.... У Тьмы есть Свет , у Света всякого есть тень...50 на 50... Не более и не менее....Кто придумал 4-х жёнство и разврат всякий?

Любовь - это ИСКЛЮЧЕНИЕ, Она - Золотая Середина...Сердцевина всего - даже Земного.

50 + 50 = 100...........Срь =100........Сере - кольцо....... : " 2 кольца , у которых нет ни начала . ни кольца...." - 2 кольца в сотне.... Кто придумал этот обряд - кольцевать ?

Сере - кольцо...Середина...

Половина...

Золотая СЕР ( 100 ) едина...

Земля ( 100 ) - едина...Это правда - что аукнется там ( в Японии ) , отзовётся здесь : все мы - едины, где б не находились наши половины.

 
ГостьДата: Пятница, 13.05.2011, 18:14 | Сообщение # 9
Группа: Гости





С Еврофорума про чуваш:"..... adv Отправлено 16 March 2008 - 11:28 AM
Всего лишь 100-200 лет тому назад на территории Чувашии, существовала традиция создания новой семьи: половозрелая девушка в возрасте 20-27 лет с помощью всех жителей деревни (ниме) строила дом, в который приглашала жить своего будущего супруга, который был моложе ее на 8-10 лет. Назначалась дата свадебного обряда, в котором новобрачная в переводе на русский язык называлась «новый человек» - (çēнĕ/(кĕçĕн)/çын) а новобрачный- «муж нового человека» (çĕн/çын/упǎшки), причём будущий супруг мог быть не совершеннолетним, и она его растила, воспитывала, до его физического совершеннолетия.
Особое отношение мужчин к женщине подчеркивается и в пословицах и поговорках, например: «у мужчины – один ум, у женщины – сто умов».
Особенностью психо-физиологического портрета женщины-чувашки можно считать ее дисциплинированность, умение подчиняться общим правилам и физическую выносливость - приспособленность к тяжелому физическому труду. На аллее Славы спортсменов в г.Чебоксары почти половина фамилий женские. Видимо, генетические особенности, женской половины народа передававшиеся из поколения в поколение, способствовали достижению самых высоких мировых вершин во многих видах спорта.
Можно считать, что этому способствуют и особенности телосложения женщин-чувашек. Одну из таких особенностей выявил врач акушер-гинеколог (имя не сохранилось) института охраны материнства и детства, который существовал в 1938-1939 годы в г.Чебоксары. Одной из выявленных особенностей женщин-чувашек был их скелет, имевший таз не соответствующий классическим канонам. Силуэт женского таза чувашки определяется между классическим женским тазом (короткий и широкий) и классическим мужским тазом (высокий и узкий). В годы репрессий эту диссертацию расценили как идеологически вредную, сеющую межнациональную рознь и институт вскоре закрыли.
Инициатор - Николаев Иван Николаевич
Причём чувашская женщина является хранителем духовной составляющей человека.
Это заметил ещё Иван Яковлевич Яковлев – чувашский просветитель.
Он первым осознал бесплодность попыток дать родному народу образование без создания условий для получения грамотности чувашскими женщинами на их родном языке. Он правильно полагал, что только грамотная женщина сможет привить стремление к образованности своим детям "
 
DefOldДата: Вторник, 27.09.2011, 17:16 | Сообщение # 10
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 503
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Сватовство


Традиционное время для сватовства у чувашей - весна. С пробуждением природы особенно много молодежных увеселений. В масленицу в деревнях посылали сватов к повзрослевшим девушкам.
Согласно свадебным песням, выбор невесты зависит от того, куда попадет стрела, выпущенная женихом. На свадьбе бугульминских чувашей, например, пели:

Стрельнул из лука ввысь,
Не зная, куда упадет стрела;
Оказывается, упала в деревню Уртюк,
Просил-просил - не вернула.
Сказала, что сама придет

В песне чувашей Хвалынского у. Саратовской губ., исполняемой в момент объединения мужского и женского поездов, также получали отражение детали, возможно, когда-то реально проводимого обряда стрельбы из лука перед сватовством:

Стрельнул из лука ввысь,
Стрела устремилась в эту сторону,
Пришли в поисках стрелы.

Свати приходили в дом отца девушки обязательно в нечетном количестве: 5, 7, 9, 11 человек. Ибо, объясняют информаторы, пока еще ни жених, ниневестане составляют пары [ЧГИ. №21:539]. Цель сватов - уйти из этого дома в парном количестве, т.е. нечет превратить в чет. Принесение гостинцев в нечетном количестве подчинено той же цели. Лишь йавача «поджаренные небольшие Шарики из пресного теста» приносятся в большом количестве без счета, что символизирует пожелание иметь много детей. Также хозяева соблюдают правила нечетности при сватовстве. Таджики, например, подают выпечку в девять стопок на подносе. На стол ставят также большие лепешки нон и пирожки с мясом по девять штук в каждой кучке [Лобачева 1985: 116-117].

Функция платочка во взаимоотношениях молодых затронута в связи со знакомством. Платочек носовой, платок головной, небольшие покрывальца присутствовали и во время сватовства. Преподнося жениху ковш с пивом в доме невесты, чуваши покрывали сосуд платочком сара тутри [Никитин, Крюкова 1960: 39].
У русских Ветлужского края сваха украдкой от родителей выпрашивала у невесты задаток в виде платка или пояса, которые гордо несла к жениху. Достойным женихам, девушки Валдайского у. сами предлагали подобные задатки. Платки или полотенца невеста могла дать при родителях свату [Мыльникова , Цинциус 1926:26,39].
Кеты обвязывали пла тком котел. У них же жених бросал невесте пла ток, и если она не возвращала - предложение считалось принятым [Алексеенко 1980:51]. Платки-символы и другие замещающие их предметы являлись подарками от души; знак чистоты, верности и душевности выражался в цветовой символике.
У татар, которые дарили жениху белый платок, белое полотенце, белую скатерть и белый кисет, обряд дарения назывался аклашыу (от слова ак 'белый») [Матвеев 1896: 9]. Анализ материалов показывает, что не всегда четко прослеживается правило: кто кому дарит. Главное - что дарится. Любовная символика передается и через дарение кольца или браслета. Платок, часы, кольцо, полотенце часто обнаруживают взаимозаменяемость. В Новгородском у., к примеру, после осмотра дома жениха давалась в задаток какая-нибудь ценная вещь невесты - часы, браслеты, пальто, хорошее платье [Мыльникова, Цинциус 1926: 39].

Важно - дарение предмета происходит в определенной ситуации с определенным смыслом, дарение означает согласие сторон на брак.
Сват у чувашей, войдя в дом, сразу же проходил и садился под матицу [ЧГИ. №154: 224], что не было принято в обычных случаях.
У русских сваты садились на лавку вдоль половиц и, расставив ноги, захватывали не менее двух половиц; для этого они надевали сапоги от разных пар. Такое расположение сразу же давало знать - в дом явился сват [Балашов и др. 1985: 27;Мыльникова, Цинциус 1926: 34]. Сват вытворял и другие "странности» в доме невесты: клал шапку на воронец (в Архангельской губ.), выгребал угли из печи (в Болгарии), брякал печной заслонкой (Вологодская обл.) и т.д. [Балашов и др. 1985: 27;Байбурин 1981:226].
У татар сват, чтобы дело ладилось, развязывал завязки наволочки [Матвеев 1896:5]. В знак согласия у чувашей сва т и отец девушки менялись шапками [ЧГИ.N29:1-2]. Согласный с предложением свата отец невесты у русских наполнял бутылку рожью [Байбурин 1981:226]. Свату таджиков отламывал кусочек из середины поднесенной лепешки, давая тем самым понять цель посещения [Лобачева 1985:116]. Все моменты поведения во время сватовства должны быть, естественно, известны участникам обряда. Знаки могла подавать и сама невеста . Кетская девушка, например, не убирала вытянутую ногу, через которую переступал юноша.
Кеты же проводили обряд с котлом. В стоящий около двери котел женихова сторона бросала подарки, если невестина сторона согласна, то подарки оставались в котле, если нет - то котел опрокидывали, не вынимая вещей [Алексеенко 1980: 51].

Формы согласия и отказа были, конечно, разные. В Олонецкой губ. русские сватам в знак отказа выливали в сани чашку квасной гущи, и это называлось «с гущей возвратились» [Байбурин 1981: 226].
Обрядовым молениям духам, принадлежащим семье невесты, придается важное значение.
Сват у чувашей, войдя в дом, прежде всего должен произнести молитву, обращаясь к тура [ЧГИ. №29:1]. Чужой человек в доме, если он пришел с добрыми помыслами, должен вызвать расположение к себе духов, соблюдать этикет.
Подробное описание моления и жертвоприношения сватом духам рода невесты у телеутов сделано А. Ефимовой [1926:227-232]. Принимая первую чашку, отец невесты передает ее родственнику, знающему молитву. Тот, брызгая вином из ложки, обращается к духам: к родовому, а затем другим ульгенам. Кропит углы и стены дома, люльку, печку, дверь, полки, у которых имеются свои духи. Повернувшись к печке, в частности, просит у духов огня благословения на бла гополучие для жениха и невесты и разрешения на новый брак. Буряты также во время сватовства исполняли обряд моления покровителям - «хозяевам местности» и духам умерших предков [Басаева 1980: 7]. То же значение просматривается в коленопреклонении свата перед отцом невесты.

В своей хитроумной речи сват избегал прямого называния персонажей, особенно это касалось жениха и невесты. Вот типичный диалог между сватом и отцом невесты в начале сватовства. Сват:
- Я слышал, что у вас есть телка двухгодовалая на продажу.
Отец девушки, не смекнув или притворившись, говорит:
- Ведь о продаже скота мы ни с кем не говорили.
Сват:
- Может, ваша дочь знает?
Тут и раскрывается цель прихода гостя [см., к примеру -ЧГИ. № 1: 129].

Слово-символ несет на себе основную нагрузку в разговоре свата в доме невесты у многих народов. У русских: «Есть унасбарашек бегун, а ищем мы ему яро чку»; Есть у нас соболь красный, а еще нужно ему куницу - красную девицу» [Мыльникова, Цинциус 1926: 34].
В условном языке остяцкого свата невеста - красиворогий, дикий олень (если сватовство происходит зимой), дорогая большая рыба (если летом). Сват говорит, что след оленя ведет в этот дом, а дорогую рыбу он хочет купить [Старцев 1926:220].
 
DefOldДата: Вторник, 27.09.2011, 17:17 | Сообщение # 11
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 503
Награды: 3
Репутация: 3
Статус: Offline
Свадебные обряды Чувашей - День свадьбы
Следование в дом тестя.

Как известно, чуваши невест брали из других родов. И за этим строго следили. Чаще всего их привозили из других деревень.
У удмуртов на этот счет имеется пословица, которая гласит: Дым из печных труб жениха и невесты не должен смешиваться.

Основные персонажи чувашской свадьбы - жених, старший и младший дружки, сват - отправлялись во главе поезда верхом. Поезжане же использовали повозки. Явление это повсеместно типично. Именно так поступали в Китае, так ехали сибирские татары.
По дороге, особенно на перекрестках, поезд, останавливался, бросали кусочки хлеба, сыра, взятые с собой, а также монетки.
Существовал архаический обряд хаяр укщи парахни - обряд задабривания злых духов принесением денег. На Развилке или перекрестке все поезжане во главе со старшим дружкой собирались в кучу и совершали три круга по ходу солнца. Затем все поворачивались лицом к солнцу и начинали молиться. При этом злого духа хаяр в молитве именовали ыра, т.е .добрым духом. Помолившись, закапывали в землю кусочек хлеба и 1-2 копейки.
На подходе к деревне невесты противоположная сторона чинит разные препятствия. Сибирские татары, к примеру, перегораживали дорогу поезду жердями либо веревками. Пробиваться через них силой не было принято, ибо это говорило бы о бедности или жадности жениха.

У ворот тестя.


Мужской поезд, подъезжая к дому тестя, подавал знаки, в частности, шумовые, чтобы не застать родню невесты врасплох. Чуваши Козьмодемьянского уезда Казанской губернии подавали знаки звоном колокольчиков, а сибирские татары при подъезде к дому невесты стреляли из ружей.
В том же Козьмодемьянском уезде чуваши, услышав звон колокольчиков мужского поезда, поспешно запирали невесту в клеть, т.к. она не должна была видеть приближения жениха со свитой.
А в Белебеевском уезде Уфимской губернии, наоборот, невесту выносили навстречу жениху. У ворот жених и невеста обменивались кольцами и целовались. В таком различном подходе к одному и тому же явлению легко можно увидеть так назыавемые локальные варианты. Однако за подобными различиями следует усмотреть отражение стадиального развития мотива встречи мужского поезда. Возможно, запирание невесты является более ранней ступенью, чем выход ее к жениху, который можно трактовать как стремление соблюдать этикет.

Следующий эпизод мотива «у ворот тестя» - получение выкупа за открывание ворот - также имеет варианты. В Хвалынском уезде Саратовской губернии девушки поспешно запирали ворота, препятствуя въезду женихова поезда во двор отца невесты. Младший брат молодой сидел на воротах. Начинался песенный спор-диалог между мужским поездом и девушками, находящимися за внутренней стороной ворот. Затем мальчику на воротах давали деньги и ворота открывались.
В Козьмодемьянском уезде открывание ворот происходило в более упрощенной форме: услышав звон колокольчиков, младшие сестры и братья невесты, а также и подруги быстро выбегали во двор и распахивали ворота, за что получали деньги. Сравнительный материал по татарам Уфимской губернии также содержит мотив откупа за открывание ворот жениху.

Удар нагайкой по воротам и стрельба из ружья при въезде во двор предполагали отпугивание нежелательных духов с пути. Естественно, при этом напуганные лошади срывались, и жених должен был показать свое проворство, укрощая их.
Соблюдался установленный порядок выстраивания во дворе. Татары в Уфимской губернии, например, становились в ряд перед крыльцом дома. Мужчины становились справа, женщины - слева, жених посередине, оставляя по левую сторону от себя место для невесты.

Выкуп невесты.


Невеста, как взрослая дочь, в доме представляла рабочую силу. Уход ее, разумеется, был нежелателен для отца. Жених, претендующий на руку взрослой девушки, должен был в какой-то форме возместить ущерб, на поздних этапах - хотя бы символически. В связи с этим возникали разнообразные обрядовые действия.
Например, жених пытается заглянуть невесте под покрывало, но подруга молодой обнимает голову девушки и препятствует этому. Молодой откупается деньгами или кольцом.
В эпизоде под названием «платок шурина» будущий шурин садится на сундук с приданым невесты, привезенный в дом жениха, и не сходит с него. Только по получении подарка от зятя, т.е. «платы» за сундук, он уходит.
Кеты выкупали волосы своей жены и место, где она спала раньше, шкурками белок. Башкирский обычай не принимать зятя в своем доме до окончательной выплаты калыма (длилось примерно до года) представляет собой относительно древнюю форму обряда.
У эвенков жену можно было отработать в хозяйстве тестя или отдать женщину (потенциальную жену) его родне. Калым, отработка, обмен - все эти три формы «широко бытовали у тунгусов вплоть до начала 1930-х годов».
Во всех вариантах получалось, что жених откупался перед экзогамной группой. И это являлось испытанием жениха «представителями не того родового объединения, к которому принадлежал юноша, а другой группой... из которой посвящаемый возьмет себе жену».

Следование в дом свекра.


Невесту чуваши выносили обычно на руках или выводили просто под руку. Хашштлах «приглашенный родственник, посаженный отец» помогал ей садиться.
У крыльца невесту и жениха встречала сидящая верхом женщина. Невесту сажали верхом на седло; все главные лица свадьбы также садились на лошадей. Аналогично на Алтае под невесту подводили особую оседланную лошадь. Чуваши также пользовались кибиткой, запряженной парою лошадей и телегой, что мы склонны считать исторически поздней формой.
Невестина кибитка закрывалась холстом; если невеста была верхом, то сидела под покрывалом и по ходу кланялась в разные стороны, а ее лошадь вел хайматлах за особый повод, сделанный из полотенца. В обоих, случаях невеста не видела дороги перед собой.
Почти вся деревня сопровождала поезд до ворот на околице. При выезде из деревни молодой муж три раза ударял молодую нагайкой. Строго соблюдали условие - непременно заехать на хлебное поле.
В поле или на перекрестке по дороге совершали обряд умилостивления злого духа - хаяр тарахни.
По форме и содержанию он равнозначен обряду хаяр укщи парахни совершаемый по пути к тестю.
Выезжая за околицу, делают три круга по ходу солнца, затем старший дружка сходит на землю и три раза, низко кланяется. Бросая жертвенную монету, он просит злого духа хаяр и остальных нежелательных духов не приставать к свадебному поезду, не чинить зло.
Отстань, как эта монета», - говорится в заключение.
Более архаический вариант данного обряда зафиксирован у телеутов, которые совершали кропление горному или степному духу. При этом на березку или тальник вешали ленточки (если место безлесное, березку везли с собой) и произносили довольно длинную молитву.
Видимо, по пути следования невесты в дом свекра строили символический мост (если его в реальности не было) или он подразумевается. В плаче невесты, в частности, упоминается медный мост на пути следования поезда и молодая горюет:

Как мне перейти,
Самой несчастливой оказалась я.

Несомненно, правы исследователи, считающие, что движение свадьбы, независимо от расстояния, на котором живет молодой от невесты, представляет собой долгий путь.

У ворот свекра


Навстречу прибывшему поезду к воротам выносится сырое яйцо и передается жениху. Молодой крутит яйцо по ходу солнца над головой невесты и бросает в сторону востока.
В иных вариантах яйцом по три раза касаются лбов жениха и невесты. Затем бросают. На то, что яйцо должно быть сырое, указывают и источники ХVIII века.
В этой же рукописи уточняется, что во время обряда играет музыка, а яйцо разбивают лутошкой.
Данный элемент обряда с яйцом представлял собой канонический мотив свадьбы. Присутствовал он в качестве обязательного и в самом сжатом варианте свадебных церемоний, проводимых бедняками по нужде. Отрывание и выкидывание за ворота головы курицы во время встречи свадебного поезда мы считаем проявлением стадиальной разновидности обряда с яйцом.
Стремясь отпугнуть злых духов во дворе, три раза стреляли из ружья, а при входе в ворота, желая молодым блага, обсыпали мукой.
На Русском севере обряд встречи у ворот представлен в более сложной форме. Здесь яйцо выносится в решете, а обсылают овсом, хмелем, ячменем, используют также две булки и икону.
 
jorjeaДата: Воскресенье, 13.11.2011, 00:02 | Сообщение # 12
Группа: Гости





IQ Тест позволяет оценить градус интеллекта и мыслительные способности.
[b]http://testhere.vv.cc/5z34rkz
[/b]
 
jorjeaДата: Воскресенье, 13.11.2011, 22:37 | Сообщение # 13
Группа: Гости





Проверь приманка мозг )
[b]http://getithere.vv.cc/29omrm8
[/b]
 
typeNeltySegeДата: Пятница, 18.11.2011, 18:03 | Сообщение # 14
Группа: Гости





[url=http://kinostorage.net/] На нашем портале Вы можете скачать лучшие фильмы бесплатно и без регистрации. Представлены все жанры киновидео индустрии, российские и американские фильмы таких жанров как комедии, боевики, фильмы ужасов. Большой коноархив популярных качественных фильмов на любой вкус, с удобным поиском по рейтингу, жанрам и новизне.

[/url]
 
ГостьДата: Суббота, 19.11.2011, 01:00 | Сообщение # 15
Группа: Гости





Фильмы ужасов..
Ужасы РОДНЕ своей покажи, а не ЧУВАШАМ - ОНИ видели это,испытали,пережили - это набеги ТАТАР и РУССКИХ друг на друга в год МНОГО раз! Топтали безжалостно нас! УЖАСЫ - это не дань в монетах Болгарии Волжской собирати - и гробы их по костям разбирати..
Археологи копаться собираются? Разве не знают, что от ЧУМЫ гибли? Или ЧУМА была иная - ради территорий? ради БОГ-АД-ства?
Хватит копаться,как ВОРОНЫ, в могилах предков! Чьи бы они не были..
Не зря любимая песня Чапаева : " Чёрный ВОРОН..."
 
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Традиции и обряды в чувашской свадьбе
Страница 1 из 161231516»
Поиск:

Copyright СТерХ © 2017