Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
29.03.2024, 12:10
Чувашские песни
Главная Чувашские песни mp3, чувашские клипы и тексты песен Регистрация Вход
javascript://
Ваш профиль
Гость

Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
IP:44.222.196.236
Изменить сведения
Личные сообщения()
Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Поиск

Форма входа
Логин:
Пароль:

Сейчас обсуждают
  • College Girls Porn Pics (0)

  • New project started to be available today, check i... (0)

  • Объявляется кастинг (5)

  • Hot galleries, thousands new daily. (0)

  • New project started to be available today, check i... (0)

  • Scandal porn galleries, daily updated lists (0)

  • Загульные выходные (1)

  • Hardcore Galleries with hot Hardcore photos (0)

  • New hot project galleries, daily updates (0)

  • Sexy photo galleries, daily updated pics (0)

  • Пермская катастрофа (мой новый ролик) (41)

  • Предлагаю обсудить (15)

  • New project started to be available today, check i... (0)

  • Free Porn Galleries - Hot Sex Pictures (0)

  • Pretty Corset (1)

  • Hot sexy porn projects, daily updates (0)

  • С Новым 2012 Годом! (7)

  • помогите найти текст чувашской песни (1)

  • Долой надоедливые форумные ранги !!! (6)

  • Тестируем сервис Чувашского радио онлайн (4)


  • Поиск

    Главная » Статьи » Прочее

    Музыка в жизни древних чувашей






    Роль музыки в жизни наших предков. Современного человека окружает очень много разных звуков — голоса людей, шум моторов, скрежет тормозов, резкая музыка, звонки телефонов, шуршанье целлофановых пакетов и т. п. Большинство из этих звуков, особенно в городе, — искусственные. Многие люди так привыкли к постоянному звучанию современной и не самой лучшей музыки, что уже не могут воспринимать более тонкие, сложные звуки.

    В древности люди жили в окружении природы и звуки были в основном естественные — шелест листьев, журчание воды, голоса птиц, скрип деревянных колес, дыхание лошади… Появление среди этих природных звуков мелодии песни, звуков скрипки воспринималось как волшебство.

    В древности все самые важные события, праздники, обряды обязательно сопровождались музыкой (кĕвĕçемĕ). И для каждого события были свои особые мелодии.

    Многие ученые и исследователи отмечали очень высокое развитие музыкального искусства чувашей. Существуют записи нескольких десятков тысяч чувашских народных песен. В древности каждый чуваш умел петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. Во многих чувашских играх дети исполняли песни.

    В чувашском языке «исполнение музыки», «игра на музыкальных инструментах» переводится не как «вылять» (играет), а как «калать» (говорит, вещает), то есть, по представлениям чувашей, музыкальный инструмент это не игрушка и исполнение музыки не просто развлечение, а способ общения человека с человеком или с музыкой, или с природой, божеством.

    В народной музыке каждой этнографической группы чувашей существуют свои особенности, идущие с древних времен.

    Пентатонический лад. В основе современной европейской музыки лежит звукоряд из 7 ступеней лада (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Но во многих народных мелодиях, в том числе и в чувашской музыке, используется древний пентатонический лад, то есть звукоряд с 5 звуками. К примеру, этим звукам соответствуют черные клавиши современного фортепьяно.

    Пентатонический лад, помимо чувашей, существует в народной музыке Поволжья у марийцев, татар, башкир, удмуртов, мордвы, русских, а также в китайской, корейской, монгольской, индийской, японской, венгерской музыке и музыке других народов.

    То, что в мелодиях используется 5, а не 7 нот, не означает, что пентатоническая музыка хуже. Для сравнения — в русском алфавите 33 буквы, а в чувашском — 37. И это также не значит, что какой-то алфавит хуже, а какой-то лучше.

    Чувашские народные музыкальные инструменты. Многие ученые отмечали, что среди народов Поволжья чуваши выделялись большим количеством народных музыкальных инструментов (их было более 50). Очень часто чуваши исполняли музыку, составляя оркестр сразу из нескольких инструментов.

    В XIX веке музыкальные инструменты чувашских мастеров продавали в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга наряду с изделиями знаменитых зарубежных фирм.

    Для изготовления музыкальных инструментов мастера использовали древесину, кору, металл, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. Струны делали из конского хвоста (так как это самые длинные волосы животных), а также из бараньих кишков, сухожилий. Кишки мыли, разрезали вдоль, вычищали и нарезали на тонкие полоски, которые скручивали и высушивали.

    Все чувашские музыкальные инструменты можно разделить на 4 группы: струнные, духовые, ударные и самозвучащие.

    Конечно же, у струнных инструментов есть струны (хĕлĕх), к этой группе относятся скрипки (купăс), домры (тăмра), разные гусли (кĕсле, тренчĕл). Самым распространенным инструментом среди чувашей была скрипка. Почти в каждой чувашской деревне были мастера по изготовлению скрипок, и ни один праздник не проходил без скрипачей. О скрипке с восхищением говорили: «Чунĕ пур, юнĕ çук» (Душа есть, крови нет).

    К духовым относятся инструменты, в которые нужно дуть, это — пузырный инструмент — шăпăр, волынка (сăрнай), деревянные флейты (нăй), разные дудочки (палнай, шăхлич), трубы (хÿпхÿ, пуч), рога (какăр, кавал) и многие другие.

    К музыканту, владеющему шăпăр, у чувашей было особое отношение. Считалось, что этот человек сродни волшебникам и звуками шăпăра он может подчинять себе людей.

    Дети с удовольствием играли на глиняных свистульках (тăм шăхлич). В разных районах свистульки были разной формы. Они изображали животных, птиц, сказочных персонажей.

    Ударные инструменты — это разные барабаны (параппан, тÿнкки) и бубны (тункăр). Барабаны могли использоваться для передачи команд вождей во время военных действий.

    Во время праздников часто играли одновременно на нескольких барабанах — трех, пяти, семи. В древности изготовляли мощные барабаны, которые держали 3—4 человека, а еще 3—4 человека выбивали мелодию.

    К самозвучащим инструментам относятся разные колотушки (шакăртма, шакмак), трещетки (çаттăркка), колокольчики (шăнкăрав) и т. п.

    Дети часто делали для себя музыкальные игрушки из растений, трав, дощечек. Одной из таких игрушек была жужжалка (сĕр).

    Особыми песнями могли сопровождаться обряды молений божествам, предкам. Некоторые из таких песен позволялось исполнять только самым старым людям.

    Содержание чувашских песен. Большинство современных песен сочиняют профессиональные поэты и композиторы, и часто они стараются, чтобы песня понравилась и приносила доход. В таких песнях обычно поется о любви и об отношениях молодых людей.

    Народные чувашские песни слагали крестьяне и рассказывали в них о своей жизни и своей любви — любви к своей семье, отцу-матери, родне, родине.

    Очень часто в народных песнях встречается два образа-сравнения. Например, это хорошо видно в древних чувашских песнях-раздумьях — çавра юрă. В переводе на русский язык это означает «закругленная песня». Круг всегда, где начинается, там и заканчивается, так и çавра юрă всегда имеет законченную мысль в одном куплете.

    Ĕнтĕ пĕлĕт юхать, пĕлĕт юхать Уж облака бегут, облака бегут
    Уйăхпалан хĕвел хушшинче; Между солнцем и луной;
    Ĕнтĕ ĕмĕр иртет, ĕмĕр иртет Уж век проходит, век проходит
    Ырлăхпалан хурлăх хушшинче. Между радостями и печалями.

    В этой песне жизнь человека сравнивается с облаками, а горе и радость — с солнцем и луной.

    Алран кайми… С древних времен у чувашей сохранилась песня, которую называют гимном чувашскому образу жизни. Эту песню исполняли старики в самые торжественные моменты.

    Существует несколько вариантов этой песни, но основное содержание их одинаково.

    Алран кайми аки-сухи! Плуг-соха вечно в руках!
    Асран кайми атти-анни! Отец-мать вечно в памяти!
    Турăран-Пÿлĕхрен асли çук, Старше Бога нет ничего,
    Атте-аннинчен пахи çук. Дороже отца-матери нет ничего.


    Алран кайми аки-сухи! Плуг-соха вечно в руках!
    Асран кайми атти-анни! Отец-мать вечно в памяти!
    Аки-сухинчен уйрăлас çук, С плугом-сохой не расстаться,
    Атти-аннине манас çук. Отца-мать не забыть никогда.


    Асран кайми пĕлĕш-тантăш! Знакомые-ровесники вечно в памяти!
    Пуринчен пахи ял-йыш, пускил! Всего дороже односельчане-соседи!
    Ай ĕçер-и, ай çиер-и, Не выпить ли нам, не поесть ли,
    Виличчен пĕрле пурнар-и? До самой смерти вместе, не пожить ли?

    В этой песне хорошо видно, что для чувашей нет ничего дороже Бога, отца-матери, родни, соседей — всей Родины, а также немыслима жизнь без труда — плуг-соха вечно в руках!

    Исполнение чувашских песен. Чаще всего чувашские песни исполняли в несколько голосов, как бы составляя небольшие хоры.

    Один человек мог петь, например, колыбельную песню, невеста пела песню-плач, некоторые игровые детские песни могли исполнять только мальчик или девочка.

    Некоторые песни пели отдельно мужчины, отдельно женщины, а некоторые — смешанными хорами.

    По чувашским традициям, в исполнении песен соблюдалось правило, по которому «младшие поют о старших», то есть человек мог петь о своих ровесниках или людях старше себя, но не о тех, кто младше. (исключение составляли песни для самых маленьких). Старейшие пели о божествах.

    Часто чувашские девушки специально пели более тонкими голосами, чем замужние женщины. Так как только став матерью-отцом, можно было стать как бы полноценным человеком и петь в полный голос. Вообще, в чувашском обществе очень почитались старые люди, отцы и матери.

    Чувашские народные танцы. Чувашские танцы обязательно исполнялись под музыку или при хоровом пении. Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей, молодежи и девушек.

    Исполнять танец могли в одиночку — сольный танец, вдвоем — парный танец или группой — ансамблевый танец.

    В большинстве танцев мужчины и женщины не прикасались друг к другу. Только во время весенне-летних хороводов и игр молодежь держалась за руки. Считалось, что «обнимание, хватание» это грубо, некрасиво и неуважительно по отношению к женщине.

    Вообще, чувашские женские танцы отличались мягкостью, плавностью, нежностью. Ноги во время танца почти не отрывались от пола, а руки никогда не поднимались выше линии глаз.

    Мужские танцы были наполнены более быстрыми и задорными движениями.

    Особым, очень древним чувашским танцем был танец на огне. Обычно его исполняли во время поминовения умершего. Возможно, в древности танцоры были босыми. Так описывает танец очевидец XIX века:

    «…Гости сначала едят и пьют в избе, а потом выходят на улицу, где напротив дома умершего ставится невысокий деревянный столб, к которому прикрепляют свечу. Свечу зажигают и около столба разводят костер. Музыкант играет на своей деревянной скрипке, а на разгоревшемся костре начинается… танец. Танцуют до тех пор, пока огонь не потухнет. Остальные гости танцуют вокруг столба и поют ритуальные песни».

    Русский писатель Н. Г. Гарин-Михайловский в своей книге «Несколько лет в деревне» описывает хоровод чувашских девушек.

    «…И разговорившийся со мной старик ушел к девушкам и, очевидно, стал уговаривать их подойти ближе. Они не сразу подошли, но наконец согласились.

    Я смотрел, как они подходили: уверенно, плавно, спокойно.

    — Смотри, — сказал мне старик. Подойдя, девушки взялись за руки, составили большой круг и начали петь: это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видал. То есть видел на сцене, в балете, в опере. Но это был не балет, не опера, а жизнь.

    Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота, одна за спиной у другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу.

    На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой — здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых [девушек].

    Они смотрели перед собой и пели.

    — О чем они поют?

    — Без слов поют, — отвечал нервно старик, — так будут петь они, когда после смерти пойдут к Турă. Они будут смотреть прямо в глаза и на голос пойдут… Человек бедный, нет ничего, много грехов… Только на голос, на один голос, без слов пойдут, чтобы простил великий добрый Турă…

    Девушки пели, а старик-переводчик, он же и жрец, говорил мне:

    — Бедные чуваши мы, живем как можем. Великий Турă весну дал нам, а дочка его нам свадьбы правит.

    Так и живем мы: пашем землю, круглый год работаем, а весна придет, опять веселимся. Мы любим землю. От нас обиды никому нет. Мы все весело [с музыкой, с песнями] делаем: работаем, празднуем, а смерть придет — умираем. Так мы живем. А эту вот песню только раз в год — весной можно петь: больше нельзя, грех.

    Старик говорил, а я слушал.

    Иногда громче поднималась песнь среди аромата полей и улетала в небо, сливаясь там с песней жаворонка, нежная песнь о промчавшемся…

    Что оперы, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут они эту песнь народа, две тысячи лет сквозь ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни? Разве можно выдумать такую песнь?..

    Я пришел в себя и в ответ на их поклон снял свою шляпу и, от всей души проникнутый и сам приветом, уважением и признательностью, поклонился им».




    Источник:
    http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9:_%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0
    Категория: Прочее | Добавил: DefOld (06.11.2009)
    Просмотров: 8749 | Комментарии: 1 | Теги: народная песня, Чувашская музыка, история, музыка Чувашии, искусство | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    avatar
    1 лдапр • 19:13, 16.11.2012
    пнгок
    ComForm">
    avatar
    Меню сайта

    Категории
    Чувашские клипы [106]
    Здесь находятся клипы и видеозаписи исполнителей песен на чувашском языке
    Чувашские песни mp3 [136]
    Здесь можно скачать песни чувашских исполнителей в mp3 формате
    Тексты чувашских песен [4022]
    Прочее [31]
    здесь собраны статьи и другие интересные материалы так или иначе относящиеся к музыкальной культуре чувашского народа

    С Днем Рождения!!!
    танюшка(36), vlov0808(32), Viaxiakah(35)

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Друзья сайта
  • карта сайта

  • Copyright СТерХ © 2024