Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
17.08.2017, 22:23
Чувашские песни
Главная Чувашские песни mp3, чувашские клипы и тексты песен Регистрация Вход
javascript://
Ваш профиль
Гость

Полное имя: Гость
Ты здесь: -й день
IP:54.92.142.198
Изменить сведения
Личные сообщения()
Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Поиск

Форма входа
Логин:
Пароль:

Сейчас обсуждают
  • Чебоксарский бизнесмен запер в офисе следователя (401)

  • Оставляем свои заявки на поиск музыки (167)

  • Чувашские народные игры (246)

  • Путь офисного самурая (3)

  • Майтрея (мой новый клип) (5)

  • Сколько стоит "блатной номер" на авто, в... (7)

  • Чувашский язык (411)

  • Добровольно-принудительные взносы, "развесёлы... (136)

  • Отличия чувашского от др языков тюркской языковой... (568)

  • Болгаро-чуваши под Ордой (177)

  • Традиции и обряды в чувашской свадьбе (239)

  • Наша история (9)

  • Всё самое интересное, что сделало человечество (2)

  • Нужна лоджия (0)

  • Сайты какой тематики вы рекомендуете ? (0)

  • Исламизация чувашей. (131)

  • Одноклассники через мобильную версию (0)

  • Мой новый ролик и лирическая проза к "Слову о... (6)

  • Чебоксарец выбросился из окна, увидев сон с покойн... (102)

  • Чувашская национальная кухня (27)


  • Поиск

    Главная » Статьи » Прочее

    Чувашские народные песни и танцы





    Жанры чувашских народных песен. Современные люди часто поют или слушают одни и те же песни в любое время года, во время любых праздников. Но в древности у чувашей для каждого события были свои особые песни, начиная с песен, которые исполняли на празднике, посвященном рождению ребенка, и кончая особыми похоронными песнями.

    К другим жанрам чувашских песен относятся трудовые: песни строителей моста, песни сплавщиков плотов, песни бурлаков, косарей, кузнецов, жнецов, лесорубов, ткачей, вышивальщиц, пастухов и т. д.

    В гостях, а также во время свадьбы полагалось петь свои песни: при встрече — одни, во время пира и при расставании — совсем другие.

    Во время гуляний, игр парни и девушки исполняли молодежные песни — шутливые или грустные.

    Для самых маленьких детей родители, бабушки-дедушки, старшие сестры-братья пели колыбельные песни и песни-потешки, которые поют играя с малышом, лаская его.

    Дети постарше во время игр часто сами придумывали песни и сопровождали игрой на маленьких музыкальных инструментах.

    Очень печальными были песни расстающихся с родиной — отходников, уезжающих на заработки в дальние края, солдат, на 25 лет уходивших в армию, а также сирот, тоскующих о своих умерших родителях.

    Особыми песнями могли сопровождаться обряды молений божествам, предкам. Некоторые из таких песен позволялось исполнять только самым старым людям.

    Содержание чувашских песен. Большинство современных песен сочиняют профессиональные поэты и композиторы, и часто они стараются, чтобы песня понравилась и приносила доход. В таких песнях обычно поется о любви и об отношениях молодых людей.

    Народные чувашские песни слагали крестьяне и рассказывали в них о своей жизни и своей любви — любви к своей семье, отцу-матери, родне, родине.

    Очень часто в народных песнях встречается два образа-сравнения. Например, это хорошо видно в древних чувашских песнях-раздумьях — çавра юрă. В переводе на русский язык это означает «закругленная песня». Круг всегда, где начинается, там и заканчивается, так и çавра юрă всегда имеет законченную мысль в одном куплете.

    Ĕнтĕ пĕлĕт юхать, пĕлĕт юхать Уж облака бегут, облака бегут
    Уйăхпалан хĕвел хушшинче; Между солнцем и луной;
    Ĕнтĕ ĕмĕр иртет, ĕмĕр иртет Уж век проходит, век проходит
    Ырлăхпалан хурлăх хушшинче. Между радостями и печалями.

    В этой песне жизнь человека сравнивается с облаками, а горе и радость — с солнцем и луной.

    Алран кайми… С древних времен у чувашей сохранилась песня, которую называют гимном чувашскому образу жизни. Эту песню исполняли старики в самые торжественные моменты.

    Существует несколько вариантов этой песни, но основное содержание их одинаково.

    Алран кайми аки-сухи! Плуг-соха вечно в руках!
    Асран кайми атти-анни! Отец-мать вечно в памяти!
    Турăран-Пÿлĕхрен асли çук, Старше Бога нет ничего,
    Атте-аннинчен пахи çук. Дороже отца-матери нет ничего.


    Алран кайми аки-сухи! Плуг-соха вечно в руках!
    Асран кайми атти-анни! Отец-мать вечно в памяти!
    Аки-сухинчен уйрăлас çук, С плугом-сохой не расстаться,
    Атти-аннине манас çук. Отца-мать не забыть никогда.


    Асран кайми пĕлĕш-тантăш! Знакомые-ровесники вечно в памяти!
    Пуринчен пахи ял-йыш, пускил! Всего дороже односельчане-соседи!
    Ай ĕçер-и, ай çиер-и, Не выпить ли нам, не поесть ли,
    Виличчен пĕрле пурнар-и? До самой смерти вместе, не пожить ли?

    В этой песне хорошо видно, что для чувашей нет ничего дороже Бога, отца-матери, родни, соседей — всей Родины, а также немыслима жизнь без труда — плуг-соха вечно в руках!

    Исполнение чувашских песен. Чаще всего чувашские песни исполняли в несколько голосов, как бы составляя небольшие хоры.

    Один человек мог петь, например, колыбельную песню, невеста пела песню-плач, некоторые игровые детские песни могли исполнять только мальчик или девочка.

    Некоторые песни пели отдельно мужчины, отдельно женщины, а некоторые — смешанными хорами.

    По чувашским традициям, в исполнении песен соблюдалось правило, по которому «младшие поют о старших», то есть человек мог петь о своих ровесниках или людях старше себя, но не о тех, кто младше. (исключение составляли песни для самых маленьких). Старейшие пели о божествах.

    Часто чувашские девушки специально пели более тонкими голосами, чем замужние женщины. Так как только став матерью-отцом, можно было стать как бы полноценным человеком и петь в полный голос. Вообще, в чувашском обществе очень почитались старые люди, отцы и матери.

    Чувашские народные танцы. Чувашские танцы обязательно исполнялись под музыку или при хоровом пении. Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей, молодежи и девушек.

    Исполнять танец могли в одиночку — сольный танец, вдвоем — парный танец или группой — ансамблевый танец.

    В большинстве танцев мужчины и женщины не прикасались друг к другу. Только во время весенне-летних хороводов и игр молодежь держалась за руки. Считалось, что «обнимание, хватание» это грубо, некрасиво и неуважительно по отношению к женщине.

    Вообще, чувашские женские танцы отличались мягкостью, плавностью, нежностью. Ноги во время танца почти не отрывались от пола, а руки никогда не поднимались выше линии глаз.

    Мужские танцы были наполнены более быстрыми и задорными движениями.

    Особым, очень древним чувашским танцем был танец на огне. Обычно его исполняли во время поминовения умершего. Возможно, в древности танцоры были босыми. Так описывает танец очевидец XIX века:

    «…Гости сначала едят и пьют в избе, а потом выходят на улицу, где напротив дома умершего ставится невысокий деревянный столб, к которому прикрепляют свечу. Свечу зажигают и около столба разводят костер. Музыкант играет на своей деревянной скрипке, а на разгоревшемся костре начинается… танец. Танцуют до тех пор, пока огонь не потухнет. Остальные гости танцуют вокруг столба и поют ритуальные песни».

    Русский писатель Н. Г. Гарин-Михайловский в своей книге «Несколько лет в деревне» описывает хоровод чувашских девушек.

    «…И разговорившийся со мной старик ушел к девушкам и, очевидно, стал уговаривать их подойти ближе. Они не сразу подошли, но наконец согласились.

    Я смотрел, как они подходили: уверенно, плавно, спокойно.

    — Смотри, — сказал мне старик. Подойдя, девушки взялись за руки, составили большой круг и начали петь: это было такое оригинальное и пение, и зрелище, какого я никогда не видал. То есть видел на сцене, в балете, в опере. Но это был не балет, не опера, а жизнь.

    Большой круг плавно и медленно двигался; девушки шли в пол-оборота, одна за спиной у другой. Один шаг они делали большой, останавливались и тихо придвигали другую ногу.

    На сцене это показалось бы, может быть, выдумкой — здесь же был естественен и непередаваемо красив этот хоровод молодых [девушек].

    Они смотрели перед собой и пели.

    — О чем они поют?

    — Без слов поют, — отвечал нервно старик, — так будут петь они, когда после смерти пойдут к Турă. Они будут смотреть прямо в глаза и на голос пойдут… Человек бедный, нет ничего, много грехов… Только на голос, на один голос, без слов пойдут, чтобы простил великий добрый Турă…

    Девушки пели, а старик-переводчик, он же и жрец, говорил мне:

    — Бедные чуваши мы, живем как можем. Великий Турă весну дал нам, а дочка его нам свадьбы правит.

    Так и живем мы: пашем землю, круглый год работаем, а весна придет, опять веселимся. Мы любим землю. От нас обиды никому нет. Мы все весело [с музыкой, с песнями] делаем: работаем, празднуем, а смерть придет — умираем. Так мы живем. А эту вот песню только раз в год — весной можно петь: больше нельзя, грех.

    Старик говорил, а я слушал.

    Иногда громче поднималась песнь среди аромата полей и улетала в небо, сливаясь там с песней жаворонка, нежная песнь о промчавшемся…

    Что оперы, что романсы?! Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут они эту песнь народа, две тысячи лет сквозь ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни? Разве можно выдумать такую песнь?..

    Я пришел в себя и в ответ на их поклон снял свою шляпу и, от всей души проникнутый и сам приветом, уважением и признательностью, поклонился им».




    Источник:
    http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9:_%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0
    Категория: Прочее | Добавил: DefOld (06.11.2009)
    Просмотров: 19425 | Комментарии: 1 | Теги: Чувашская музыка, история, музыка Чувашии, искусство, музыкальное искусство, культура | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    avatar
    1
    Почему этот танец и песню можно было исполнять только весной? Ваш ответ? Подскажите?
    avatar
    Меню сайта

    Категории
    Чувашские клипы [106]
    Здесь находятся клипы и видеозаписи исполнителей песен на чувашском языке
    Чувашские песни mp3 [136]
    Здесь можно скачать песни чувашских исполнителей в mp3 формате
    Тексты чувашских песен [91]
    Прочее [31]
    здесь собраны статьи и другие интересные материалы так или иначе относящиеся к музыкальной культуре чувашского народа

    С Днем Рождения!!!
    Simba(27), aladdetdion(31), Fed_1000(25), lash-ira(55), absoksHaw(32), myncAntetly(33), Dukhatov(37), kinkdydrido(40), damantadike(37), Tofakyfal(35), SpryShoun(29), Mubborceanoro(36), Nawnaffedanog(36), HoodeZex(34), Marrivans(31), entincerronry(38), TnPaPIQdSh(29), mercedesri18(31), modes(40), Edwardet(42), kartosin(29), GeorgeGor(29), norarf18(42), albaql4(42), rosemarieud3(42), jaynl4(42), evelynhz60(42), rosacw18(42), luannin1(42), coreywo1(42), [Полный список]

    Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 2
    Пользователей: 1
    guyns1

    Сегодня посетили
    capedmah, zapedmah, dapedmah, wapedmah, rapedmah, kapedmah, RosalieFGD, EdwinSwene, VladimirKip, DennisTweby, Cruzrojadiog, sapedmah, diannsw2, elizabethje69, noraxg69, guyns1, imeldaxu1, lloyduq11

    Друзья сайта
  • карта сайта

  • Copyright СТерХ © 2017