gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/2618/2625 << Октября 23-го.Я нимало не жалею, что ездила в дурную погоду за 15 верст, смотреть чУВАШскую СВАДьБУ ; и не раскаиваюсь, что пять недель прожила в разлуке с вами: настоящий день вознаградил меня за беспокойство и за скуку. Чувашская СВАДьБА так забавна, что Русские и Татарские ничего не значат перед нею. Вот тебе самое подробное описание. В семь часов утра выехала я в Чувашскую деревню, в девять часов уже была там, прямо въехала в дом к отцу невесты и нашла все готовым к свадебной церемонии. Двор был выметен, как можно чище, и вокруг всего положены на столбиках доски наподобие скамеек, точно так, как у фигляров в балаганах для зрителей. У одной скамейки привязаны две облетевшие березки, и на одной из них повешена хорошо вышитая Чувашская рубашка: это место устроено для отца и матери невесты, которые тут чинно сидели, не трогались с места и даже на меня, неожиданную гостью, не обратили внимания. Множество Чуваш и Чувашек сидели на скамьях и пили пиво. Невесты не было дома, она ездила по деревням прощаться с своими знакомыми и с подругами (невеста у них за три дня до свадьбы начинает ездить прощаться и продолжает это до самого венца). Тишина продолжалась не более получаса; вдруг я услышала шум, гуйканье, звон колокольчиков и писк пузырей; шумная толпа, как неприятели, ворвалась в ворота. Это приехал жених с своим поездом за невестою. По крайней мере, человек 25 въехало на двор верхами, за ними везли сороковую бочку пива и бочонок вина (это жениховы напитки для невестиной родни); верховые, не сказав ни с кем ни слова, начали скакать вокруг скамеек и, сделавши три круга, остановились. Посаженный отец (дружка) слез с лошади, поговорил с отцом и отдал ему калым. Отец показал место, устроенное для жениха у нового анбара. Жених также слез с лошади, и с поездом своим сел в назначенное ему место. Началось потчиванье жениховым пивом и вином. Погодя немного, опять начался шум колокольчиков и пузырей. Это приехала домой невеста с своими подругами, на двор въехало несколько кибиток, а пузырные музыканты верхами. Невеста была в синем кафтане под покрывалом. Жених, увидя ее, вскочил с места, высадил ее из кибитки, и почти на руках понес в избу; все ее подруги пошли за ними. Жених возвратился тотчас назад и опять сел на свое место. Я также вошла в избу и услышала там музыку другого рода. Невеста начала плакать и выть так громко, что надобно было заткнуть уши, а ее родные стали плясать и гайкать, чтобы ее утешить. Невеста подходила ко всякому порознь, обнимала каждого и плакала во весь голос — подносила пиво, и до тех пор не уходила, пока не положат ей в чашку денег. Разумеется всякий, как можно скорее, клал в пиво грош или копейку, чтоб от нес отвязаться; она в ту ж минуту вынимала из чашки деньги и клала за рубашку. Целый час продолжалась эта плачевная церемония. Наконец девки вывели невесту на двор, подвели к отцу и матери проститься; тут опять начались слезы и вопли. В это время жених у крыльца охорашивал для невесты оседланную лошадь, посадил верхом, а девки покрыли таким широким и длинным покрывалом, что оно доставало до копыт лошади; концы покрывала были вышиты красивыми угольниками и на всяком угольнике висели кисти. Две посаженные матери (свахи) также сели верхами; и они были в синих кафтанах, с блестящими чрез плеча перевязями из фальшивых монет. В одно мгновение человек тридцать вспрыгнуло на лошадей. Жених одною рукой взял повод невестиной лошади, а другою правил своею; невеста сидела, спустя руки. Таким образом съехали со двора и отправились в путь. Пузыри и кибитки последовали за ними. Я ехала в коляске близ жениха и невесты. Как скоро выехали из деревни в полевые ворота, то все остановились. Жених вынул плеть и хлестнул невесту три раз так больно, что она при всяком разе охала (это делается для того, чтобы она забывала девичью волю и привыкала к чужой стороне). Надобно было проехать две версты до жениховой деревни; по их обряду заезжают в деревню к жениху, чтоб надеть на невесту кашпу (головной женский убор). И я со свадебной церемонией приехала к женихову отцу. Невесту отвели к соседу в избу (у Чуваш на одном дворе домов пять разных семей. Это также доказывает их миролюбие), нарядили ее в кашпу, а жених и поезжане пировали в свекровой избе, пили и веселились с час. В церковь поехал опять жених с невестой верхами и за ними только три кибитки. Я не поехала в церковь и дожидалась возвращения в одной избушке с гостями. Немного погодя, приехал посланный звать нас в парадную избу, которая была приготовлена для принятия молодой; впереди стоял стол, ко всем четырем ножкам стола привязаны сухие березки (летом, разумеется, зеленые), на одной березке также висела рубашка, а за столом сидели жениховы отец (мать умерла), вокруг стола все родные. Новобрачные приехали скоро, молодая под большим покрывалом вошла со свахами в избу и села у печки. Свекор (отец жениха) не только не встретил молодых, но даже не пошевелился на месте. Жених остался убирать свою и женину лошадь. — Входит в избу дружка, держа в руках, в сажень длины, палку, к концу коей привязан пребольшой крючок; он с этой палкой обежал очень скоро три раза кругом избы, встал против молодой и крючком снял с нее покрывало. Свахи взяли ее под руки и повели на брачную постель в новую анбарушку. Довольно долго не возвращалась молодая, наконец пришла; на одной руке у нес висели подарки, другая рука была вся обернута полотенцем. Свахи расставили на нарах (широкие лавки) множество маленьких деревянных чашек, столько счетом, сколько в избе сидело родных. Молодая во всякую чашку положила денег и налила пива. С первой чашкой и с сшитою рубашкой подошла она к свекру; он принял чашку и подарок, а молодая отошла к печке и встала на одно колено, потом приняла чашку у свекора, взяла другую, и также с подарком подошла к тетке, а сама опять встала у печки на одно колено. Таким образом она обошла всех родных и вставала на колена раз пятнадцать. Не успела бедная отдохнуть, как свекор заставил ее варить салму и велел самой идти за водой. Свахи и гости все засуетились, потому что варить салму и принести воду составляет у них немаловажную принадлежность к свадебной церемонии. Золовка (сестра жениха) тотчас положила на плечо коромысла с ведрами, за ней пошла молодая, сваха и множество женщин. Я также, не смотря на дождь и сумерки, пошла за ними; все - пришли к речке, сестра женихова почерпнула в ведра воды и поставила, молодая толкнула ногой и пролила воду, золовка почерпнула в другой раз, молодая пролила опять. Наконец в третий раз золовка почерпнула и понесла сама. Молодая пошла за нею, догнала ее, поцеловала, дала денег, сама взяла у нее ведра и принесла в избу. Здесь новобрачная начала у печки месить салму, ей все помогали и салма скоро была готова; ее поставили на стол перед свекром, принесли несколько длинных деревянных рогулек, наподобие вилок и этими рогульками вынимали из чашки салму и ели все с таким благоговением, как небесную амборзию (это знак, что молодая вышла замуж девицей блАГоПОЛуЧНо, а в противном случае свекор велит САЛМУ бросить СОБАКАМ ).После всех этих затей началась попойка и пляска. Сколько ни было в избе гостей и родных, все плясали и пели, то есть гайкали: даже дряхлые старухи, у которых не было силы ни плясать, ни петь, хлопали в ладоши и кричали. «Что еще будет, Андрей Васильевич?» — спросила я моего приятеля, старика Йомсу. «Ах, матынька! много будет! славно будет!» «Да что ж такое?» — «Ашать (есть) будем пироги, мясо, яицы.» Узнав, что свадебные обряды все кончились, я отправилась домой.Ноября 24-го.Целую ночь вчера писала к тебе, но забыла сказать о сватанье невесты. — Ежели отец задумает женить сына, то приглашает с собой близкого родственника и едет с ним в деревню, где есть на примете невеста. Приехавши к ее родителям, спрашивает, согласны ли отдать дочь за его сына; и ежели согласны, то тут же уговариваются о калыме. Чем богаче невеста, тем более калыма. Чуваши награждают своих дочерей лучше русских крестьян. Чувашии уделяет дочери от всего, что имеет; он дает ей корову, несколько овец, всех дворных птиц по паре и кибитку с лошадью и со всей упряжью. Приданое невесты состоит более в шитых рубашках; за богатою дают по сту рубашек. У Чуваш нет сундуков и коробок; Приданое кладут в кадки, которые нарочно для того делаются с крышками и с замками.Вот тебе Чувашская СВАДьБА. >>