Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
23.10.2017, 19:54
Чувашские песни
Главная Происхождение чувашского народа - Страница 3 - Форум о Чувашской культуре Регистрация Вход
javascript://
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 31«123453031»
Модератор форума: Kiremet, gjanet880 
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Происхождение чувашского народа (Среднеазиатская версия)
Происхождение чувашского народа
ГостьДата: Пятница, 20.05.2011, 04:54 | Сообщение # 31
Группа: Гости





Огромное Вам Спасибо - ТАВ! Очень интересно!
Начну с перстня -sere..SER-Земля..ser-100( 2 кольца)..1-pĕr( прь), прь-сужай(суженый-ряженый),пЮрне-суждено, пюрнЕ-палец,парнЕ-подарок
Пить-лицо(С лица воды не пить),пить-очень,серЕ-очень,серь-ночь,серлЕ-ночью, сертЕ-cныть,с,ертЕ -в земле, с,ерЕм-трава(зел.), сЕрем-угар, ерем-полынь,армути-полынь, ерЕть-заразится, с,ерЕть-гниёт, серЕть-сцеживает(середина=серет тина?), серЕм-сцежу(молоко),сЕр!-сцеживай! и т.д.
Веник -можно и без гласных(как у евр.)=ШПР...шпрт!-тихо!..шп-тишина, шпланна-утихли, шплан!-замолчи!...план-лось,полан-олень..Булан(пулан-будешь),улан-воешь..Буян(пуян-богач,богатый), пуян-разбогатеешь,туян!-купи!,туян-чуешь, 1.куян-заяц(2.мулкач),улА-пстрый,улА!-вой!...вй-сила,силь-ветер, урагАн-тот,который бесится...уран-бесишься, урам-улица, урай-пол,ура-нога, урапА-ногой,урапА-телега,колесо,колесница...Урал-трезвей,ур(а)-трезвый.
Нож-сесе, ножницы-хача, ачА-ребёнок,ачАш-нежный, чашк-чашка,кашк-ложка,яшкА-суп, ан ашкн!-не балуйся! (Ашкнас-побалуюсь).
Топор- пУрта, сруб-пурА, пУра-мел, пур-есть, п(у)юрть-дом, бык-вкр(văkăr), аратла-племенной, МУЛ-богатство(мулла), на чув.ПУЯН, ласточка-чекесь,цветок-чечек, огурец-хйяр,хаяр-злой,хул-плечо,хулА-город, хУла-плеть(розга), хава-ива,хв-сам,хвалА!-догоняй,гони,прогоняй,ал-рука,Алла-50, алап-просеиваю(муку),алать-просеивает,алатр-просеиваете,молотите,алтр-ковш,Алтр слтр-Большая Медведица,сль-колодец,сль!-спаси!,тр!-стой!остановись!,трап-стою,тран-стоишь,таран-убегаешь,тар-пот,ТарАс-убегать,аран-аран-еле-еле,суран-пл юёшь,суРАН-РАНа,чир-болезнь(ЧИРей),чирле-больной,черЕ-сердце, чЕре-живой,чЕреп-ёж,черЕп-порву, чертЕп-оживлю,чертЕп-зажгу(свечу-сюртА),сюрт-дом,сю-масло,сюлла-лето,сюрла-серп,выр-жни, вырос-русский,ыро-добрый,ырАш-рожь(ыр-доброе,аш-мясо), перепел-пютенЕ(PutenE),тыква-КАВАн(кава-напиток Фиджи,бул(а)-там "Привет!", у нас:пул!-будь!,пула-рыба)...САван-радуйся,авАн-хорошо,авАн-сгибаешь, авАс-согнуть, аватАр- покукуем, автан аватать-петух кукарекает, чх-курица,хур-гусь,хурА-чёрное,хурлх-горе,хурлхАН-смородина, ан-спускайся,ан-частица"НЕ", анНЕ-мама.
Простите за лишнее..(Ытлашшине касярор)

Добавлено (20.05.2011, 01:45)
---------------------------------------------
"...Веда-Суар – Чебоксары (с конца XIII в).
По самым осторожным подсчетам не менее 4/5 болгаро-чувашского населения было уничтожено. Автор «Казанского летописца» сообщает, что в Приказанье и Заказанье собрались «худые болгары». Светская и духовная элита болгаро-чувашей в основной массе была уничтожена. Совершен был невиданный геноцид болгаро-чувашского народа. "

Добавлено (20.05.2011, 02:43)
---------------------------------------------
Бар(Пар!-дай!)...баран(парАН-даёшь)...Баранка(паранка-"картофель" у виръял)..БАРин(парин-дашь)..пр!-поверни!,пр-лёд,Перу-телёнок, пыр!-приходи!,пыр-горло,мй-шея,мйр-орех,мк-мох,мамк-хлопок,мамАк-бабушка(АЗанНЕ),АЗатте-дедушка, мучу(мачо)-дядя=брат отца, кукА-дядя,ШЛМ-младший брат(как:шэлом),ймк-младшая сестра,кмрк-уголёк,кавар-тлеющий уголёк..ЕВРопа(евр-подобный,опА-медведь),кашкр-волк,кшкр!-кричи!,кушАк-кошка, селень-шьёшь,селЕнь-змея, штк-яма,шт!-прорастай!, шит-ед.изм.пальцем,йп-иголка,йпЕ-мокрый, йм-штаны,йме-плакать(2.макрма),кмака-печка,песерме-варить, песЕр!-вари!..пись!-поспеваЙ..письмЕ-вариться..Суп варится-ЯшкА верЕТь..Собака лает-Йыта верЕТЬ. Ветер дует -Силь верЕть. Вери!(ври)-горячий!..Суй!-Ври!..СуетА..суять-врёт, суЕсь-врун, есь-работа,есьле!-работай! есьлеть-работает
Капан-стог, уто-сено,уто-шаг, вуто-дрова, хутор-пусть положит, хутор-истопите(печь),хут-бумага, хут-топи!..Ут!-шагай! топай!..сут!-продай! СудАн-продаёшь, саккун-закон, сак-скамья,кун-день,ун-его, ак-сей,ак!-вот!..сат-сад,анА-участок, сир!-пиши! сирлА-ягода,ягА-гладко, армАн-мельница, врман-лес, ман-мой,ман!-забудь!..Мн-большой,печек-маленький,печчень-одиноко(ий),ЮМан-дуб,ЮМах-сказка, самах-спово, кала!-скажи!,калАв-рассказ,лав-воз,КУЛАК(кул-смейся,ак-сей!),КУЛАЧ-белый хлеб, кусь-глаз, кусьсем-глаза...МосКВА...КВАк-голубые, КВАкал-утка,КВАкарчн-голубь,чн!-правда!,чт!-тарпи!,арчА-сундук, карчк-старушка(бабулечка),ЮМсь -гадание, ЮМсь карчк-гадалка,знахарка...Кельты(кль-зола, ту!-делайц!)..Друид(тр!-стой!,ыйт!-проси!)..Веть(вете)-мелкий,витЕ-коровник,витЕр-укроем,уй-поле(2.хир),бин-1000,син-человек,эдем-человек,йв а-гнездо,йвсь-дерево,ывсь-ладонь,ывл-сын,сывла!-дыши!..сывлх-здоровье...Сыва бул!-Будь здоров!

Добавлено (20.05.2011, 04:54)
---------------------------------------------
Лопата - кересе, ат(а)-сапог, Атал-Волга, атте(атти)-отец, тие!-нагружай!..жеребёнок -тиха, лаша-лошадь...Оша-тепло, ош- нутро,г. Осло-умный,ос-черпай, ос-ум,тн-память, тинь-только теперь, тинес-море, эс-ты, г.Сухум(су-вода,хум-волна), вйло-сильно, ктра-кудрявый....Где-с?.. ктес-угол(кть-жди,эс-ты), хрес-крест(хрь-девушка..),хрьача-девочка, АРсинача-мальчик, мачча-потолок,АРсин-мужчина, хрьАРМ-женщина....АРМ-жена...сяр-армия, сярА-голый, ..Ярославль(яр!-отпусти!, ОСЛА-умный, вл-он)..Книга о постах:"ТИПИКОН"(типе-сухой, кон-день), йрь-след, ямА-отпустить, опустить(в яму), йывр-тяжело, тяжко, хывр-снимайте,хвр-сами, хвель-солнце,хмель-хмлА, вишня-чие, хитрый-чее, чай-чей,хитрЕ!-красиво! ПелЕть-знает, пЕлеть-облако,пельмень-не знал, палла-узнай, паллас-узнать, пАлло- отмечено,пиллек-5, пиллек- поясница,пиллЕ!-благослови!...пилеш-рябина

 
ГостьДата: Понедельник, 23.05.2011, 07:39 | Сообщение # 32
Группа: Гости





На тат.:1 бер беренче один первый2 ике икенче два второй 3 өч өченче4 дүрт дүртенче 5 биш бишенче 6 алты алтынчы 7 җиде җиденче 8 сигез сигезенче 9 тугыз тугызынчы 10 ун унынчы 11 унбер унберенче 20 егерме егерменче

перЕть-кидает,пёреть-сужает,пер-кинь! Петер-пусть кидает(камень) = 1-пер(прь)перре...перремш- 1й......пёр!-сужай!
йИкЕ-веретено, йИКЕль-жёлудь,ИнКЕ-жена брата,ИКЕрч-блин,йр-след,йирке-порядок = 2-ике(ик)икке...иккемш- 2й
висЕ-вес, вись-измерь, висьлЕ-кончай, висЕнь-взвешиваешь,вИссень-втроём, висре-отмерил, вИсне-измерено, висрем-я измерил(а),висрен-ты взвесил(а), ВиСЕМ -измерю и т.д. = 3-вИссе(вись)...висемеш -3й
твать-делает, тван-родня,тван-делаешь, тваткал-квадрат или 4-хугольник, твас-сделать, твар-сделаем, твар-соль, твАтр-делаете, твАттн -вчетвером = - 4 твАтта( твАт)....тваттомш -4й......ат,ата -сапог, ТВать АТА - делает сапог(сьмАТ-валенок,сьпАТА-лапти)..сьм-шерсть
Пиль-благословение, пиллеть-благословляет, пиллек-поясница...=5 -пиллек...пиллекмш-5й.....Балл(ПАЛЛо-отмечено, палок-памятник, ПАЛЛо син-знаменитый человек, ПАЛЛано эдем -знакомый человек, ПАЛЛас -узнать
Ул(а)-пёстрый, ул(ывл)-сын, улттон-вшестером(ылттон-золото) = 6 ултта(улт)....улттомеш-6й
7-сичь(сичче)...сиччемеш-7й
сак-скамья, саккун-закон.. = 8-сакр..саккормш-8й.....суккор-слепой(селовек)...очки похожи на 8
Дух...Вдох....тух!(тох)-выходи(воздух?)..тухор!(тохор!)-выходите!...тухТОР-докТОР(ТОра-Бог,тр!-стой!), тухТор-пусть выходит..= 9-тоххор...тоххормш-9й
ванно-разбился( на осколки), ван!-разбивайся! = 10-вон(вонно)...вонномш-10й
си!-ешь!..с,Ирем-поел, с,Иремер-поели, сирЕм-развею(оберегать... ТОра сИртер! - Пусть Бог оберегает! =20 сИрем...сИреммеш -20й
30-вотр...40-хЕрех...(херЕХ-девушка чистая)...50-Алла..(АЛ-рука, аллА-моей руке)....60-утмл(УТ-шагай,УТ-конь,УТо-сено)....70-сИтмель...80-сакорвунно...90-тохорвунно...100-сер,сер-земля, сер-ночь, серле-ночью, сюрсер-полночь,сЕре-кольцо,СЕРЕдина ( половина-сюр(сюрри),ун юрри-его песня, (унко-круг), пополам-СЮРмаллА(Юрмала), сюрмалла- надо порвать,пай-доля,пайламалла-надо делить, уй-поле,уйормалла-надо разделить, уйох-луна, уйох-месяц,йох(йх)-род,племя, йхлатать-смеётся(с иронией),кулать-смеётся, кул!-смейся! савн!-радуйся! ХАВАслан!-Веселись! ХАВАслх -веселье..

 
ГостьДата: Пятница, 27.05.2011, 20:12 | Сообщение # 33
Группа: Гости





"СУВАР" - "САВИР".....Кто они?
С форума "Кавказ" про СУВАР - САВИР:"История.....Первое известие о савирах оставлено Птолемеем (II в. н.э.), который помещал их рядом с аорсами, в районе современной Западной Сибири. В Европе они впервые упоминаются под 516/517, когда прорвавшись через Каспийские ворота, они напали на иранскую Армению и византийскую Малую Азию. Возможно, их первое нападение состоялось десятилетием раньше, в 504, когда упомянуто аналогичное столкновение Ирана с неназванным северным народом.[5]
Сведения о савирах очень немногочисленны. Они почерпнуты из военных хроник, столкнувшихся с этими племенами государств. Из этих сообщений можно установить, что савиры являлись серьёзной военной силой на Северном Кавказе. Однако единого политического целого они не составляли, а были разделены на несколько колен, которые соперничали друг с другом. Византия и в большей степени Сасанидский Иран подвергались их набегам и одновременно стремились использовать в качестве наёмников.
В 521 византийский император Юстин I склонил савирского вождя Зилигда на войну с персами. Однако тот, получив дары от Ирана, перешёл на его сторону и с 20 тыс. войском напал на Византию. Тогда Юстин предложил Ирану заключить мир, чтобы не идти на поводу у варваров и персы уничтожили савирское войско.
В 527 савирами, расположенными близ иранской границы, правила вдова вождя Болаха — Боарикс. Она заключила союз с Византией. Двое других племенных вождей, живших позади савир Боарикс, согласились служить Ирану. В ходе столкновения один из вождей — Глом был убит, а другой — Тиранис пленён и отослан в Константинополь в качестве трофея.
Савиры служили в иранском войске во время кампаний 528,531. Они сыграли важную роль во время ирано-византийской войны за Лазику (550—556). Правитель лазов — Губац нанял савир и алан для защиты от персов, но не смог расплатиться, и союзники перешли на сторону Ирана. Византийский император Юстиниан прислал необходимую сумму. Три савирских вождя прибыли за ней к византийскому войску, осаждавшему город Петру. Савиры научили византийцев строить переносные тараны, благодаря чему город был взят.
Могущество савир было подорвано междоусобными войнами. В 60-х гг. VI века персидский шах Хосров I Ануширван нанёс савирам поражение. Часть их он взял в плен и поселил в районе Кабалы. Остальных прогнал обратно в Дагестан. У каспийского прохода он построил крепость — Дербент, что значительно затруднило дальнейшие набеги.
В VII—VIII вв. остатки савиров жили в Центральном Предкавказье и районе р. Кумы и в Северном Дагестане, они подчинялись хазарам и были известны под именем «гуннов». В 684 их вождь — Алп Илитвер принял христианство. Часть савир (сувары) переселилась в Среднее Поволжье и вошла в союз племён, создавших Волжскую Булгарию.
Весьма вероятно, что САВИРЫ явились компонентом в формировании карачаево-балкарцев, дигорцев, аварцев, кумыков и некоторых других народностей Дагестана. Распространены также гипотезы разной степени обоснованности об их участии в генезисе западносибирских угров (манси и хантов), тобольских, тюменских, ясколбинских татар, западносибирских самодийцев (ненцев), чувашей, а также одного из восточнославянских племен — черниговских северян (более точное название — севера). Так, например, в языке и культуре карачаево-балкарцев и чувашей обнаружены уникальные параллели, которые отсутствуют в других тюркских языках [6]. Сваны до сих пор называют карачаево-БАЛКАРЦЕВ «САВИРАМИ» («савиар»)[7]

Добавлено (27.05.2011, 20:12)
---------------------------------------------
11.
10 Карачаево-балкарский язык
«Тилсиз миллет джокъ болур» – «Исчезнет народ, утерявший язык» (карачаево-балкарская пословица). Карачаево-балкарский язык (относится к группе кыпчакских языков, где...
twirpx.com›Файлы›Языки и языковая коммуникация›karachai

У чуваш язык - булгаро-хазарский..

 
ГостьДата: Вторник, 31.05.2011, 19:05 | Сообщение # 34
Группа: Гости





Наука
TopContent ... Материалы ЭСБЕ .. Community ....Чуваши
Чуваши (Шаблон:Lang-cv) — основное население Чувашии.
В РФ насчитывалось 1 637 200 чувашей (по результатам переписи 2002 года); 889 268 из них живут в самой Чувашии, составляя 67,69 % населения республики. Остальные: 126 500 живут в Аксубаевском, Нурлатском, Буинском, Тетюшском, Черемшанском районах Татарстана (около 7,7 %), 117 300 в Башкортостане (порядка 7,1 %), 101 400 в Самарской области (6,2 %), 111 300 в Ульяновской области (6,8 %), а также в Москве, Тюменской, Кемеровской, Оренбургской, Московской областях России, Красноярском крае, Казахстане и на Украине.
Чуваши делятся на 2 группы:
верхние чуваши (вирьял, тури) — север и северо-восток Чувашии;
нижние чуваши (анатри) — юг Чувашии и за её пределами.
Иногда выделяют луговых чувашей (анат енчи) — центр и юго-запад Чувашии.
Язык — чувашский. Имеет два диалекта — низовой («укающий») и верховой («окающий»). Различие незначительно. Основное вероисповедание — официальное православное ХРИСТИАНСТВО, в реалии с сильно выраженнными языческим, персидским огнепоклонников и мусульманским влиянием.
Чуваши являются ЕДИНСТВЕННЫМИ современными прямыми потомками ГУННОВ, ХАЗАР и ВОЛЖСКО - КАМСКИХ БУЛГАР. (Язык Р-языковой БУЛГАРской подгруппы. Но в Булгарию входили и кыпчакоязычные башкиры, финноязычные мари, удмурты и буртасы, Р-язычные биляры, болгары и сувары. По данным генетических исследований, чуваши европейцы на 95% - частично имеется финно-угорское, монгольское и кавказское влияние). Этноним «булгар» является одним из внешних названий (употребляемым другими народами) по отношению к жителям Волжско-Камской Булгарии. То же можно сказать «сувар», «суваз», «суаз» и «билер»/«биляр».
По данным приведенным в Истории страны Алуанк Мовсеса Каланкатуаци, савиры (чуваши) приняли ХРИСТИАНСТВО при Алп-Илетвере в 685 году в г. Варачан (современное с. Уллубии Ленинского района Дагестанской АССР). После долгих войн и разгрома арабами савиров в 737 г., уходят на ВОЛГУ в БУЛГАРИЮ, дальнейших данных о христианстве не имеется. После принятия на речке Джавшир ислама в 922 г. ханом Булгарии Алмушем, князь Вырăг возглавил процесс отделения чувашей (суваров) — язычников от СУВАР/булгар-мусульман. После захвата Булгара в 1236 году татаро-монголами, восстаний 1237 и 1240 гг и гибели царя Ильгама и особенно разгрома Булгарии Тамерланом в 1395 г. процесс превращения булгар/сувар в чувашей (сувазов) ускорился. С XV—XVI веках уже чуваши, а не булгары входили в Казанское ханство. В середине 1551 года чуваши вошли в состав Московии. В одежде чувашей прослеживаются элементы древнеиранской и древнекитайской культур : женские головные уборы (тухья, хушпу, сурпан), воспринято от североиранцев, в вышивке видны древнекитайские иероглифы 2 тыс до нэ. Музыкальная культура чувашской народной песни близка марийской и башкирской. Характерной чертой чувашской избы (пюрть) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот (мăн алăк), а также характерная окраска домов в синий цвет, так называемая чувашская.
 
ГостьДата: Пятница, 03.06.2011, 22:33 | Сообщение # 35
Группа: Гости





Интересное с форума:
"Гаплогруппы А и В – исконно африканские и самые древние, гаплогруппа С – монголоидная (и значительной части американских индейцев, потомков монголоидов). Заметим, что гаплогрупп А, В и С у чувашей нет, мы их откинем.

Гаплогруппа I (больше всего в чувашах – 24%) - появилась в Европе с Ближнего Востока 20.000-25.000 лет назад, незадолго до или во время Последнего Ледникового Максимума, который произошел примерно 21 тысяч лет назад.

Гаплогруппа K (в чувашах – 18%) относительно редкая, образовалась примерно 16.000 лет назад. Это – так называемая евразийская гаплогруппа, чаще встречаемая на Средиземноморье, северо-восточной Африке и Ближнем Востоке, а также на юге Испании и Франции. На этой гаплогруппе нужно остановиться отдельно, так как чуваши именно по ее высокому содержанию очень отличаются не только от соседей в регионе, но и от народов мира. Согласно книге Bryan Sykes (2001 года), "Katrine," мать основания митохондриальной ДНК haplogroup K, была одной из "Семи Дочерей Евы".
Katrine жила приблизительно 16 000 лет назад. Возможно самый старый известный потомок Katrine был Oetzi - Арктический путешественник, замороженное тело которого было обнаружено в Альпах в 1991. У жившего примерно 5000 лет назад Арктического путешественника, оказалось, были основные мутации гаплогруппы K: 16224C и 16311C. Каждый человек, имеющий эту гаплогруппу, является кузеном Oetzi.
Нужно отметить, что приблизительно 32% евреев-ашкенази находятся в этой гаплогруппе (наследие хазар??). Однако, ее наличие не доказательство еврейского наследия - большинство людей с этой гаплогруппой имеет нееврейскую европейскую родословную. В Европе это особенно распространено вокруг Альп, Ирландии и Великобритании.

Гаплогруппа N (ее разновидность N3 в чувашах – 18%) – Гаплогруппа N является потомком гаплогруппы NO. Предполагается, что она могла зародиться где-нибудь в Сибири, Монголии и Китае между 15,000 и 20,000 лет назад. Считается, что она была принесена через Евразию большой миграцией народов, которые, согласно некоторым теориям, говорили на языках Уральской семьи языков.

Гаплогруппа R1a (в чувашах – 18%) – зародилась на юге Русской равнины примерно 10-15 тыс. лет назад. Считается, что носители этой гаплогруппы одним из первых приручили лошадь, на их базе сформировался, в частности, славянский этнос. Ареал распространения от Исландии (викинги) до Индии (каста брахманов), современный центр гаплогруппы находится на территории Польши.

Гаплогруппа R1b (в чувашах – 12%) – распространена в наибольшей степени на западе Европейского континента. Особенно высок процент её носителей среди народов Британского архипелага, испанцев, басков.

Гаплогруппа J (в чувашах – 6%) – появилась исходно на Ближнем Востоке 30.000-35.000 лет назад (Месопотамия), причем J1 – берет начало Южной Месопотамии (в основном евреи и арабы), а гаплогруппа J2 – из Северной Месопотамии (в основном жители Средиземноморья, хотя и часть евреев тоже). Заметим, что в чувашах эта гаплогруппа без этих «1» или «2», с чем это связано, не знаю.

Гаплогруппа E3b (в чувашах – 6%) – происходит из Ближнего Востока, хотя некоторые исследователи относят его происхождение в Северную Африку, откуда потоками миграции он был принесен на Ближний Восток и в Средиземноморье. Его относительно много у греков, албанцев, жителей южной Италии.

Суммируя эти проценты мы можем увидеть, что 54% (I, J, K и E3b) генов чувашского народа имеют отношение к Ближнему Востоку (при этом в их число входит как самая большая в процентном отношении гаплогруппа I и характерная для чувашей гаплогруппа К), 18% (N3) – могут относиться к Сибири, Монголии или Китаю, еще 18% (R1a) наш народ мог заиметь где угодно, начиная от Причерноморья, заканчивая Волгой, и 12% (R1b) затрудняюсь сказать, может это еще от гуннских завоеваний наследие, в виде пленных.
Отредактировано син в 28 октября 2008, 14:22"
 
ГостьДата: Среда, 08.06.2011, 21:52 | Сообщение # 36
Группа: Гости





ТАКИЕ ВСЕ УМНЫЕ))
 
РусланДата: Пятница, 29.07.2011, 17:28 | Сообщение # 37
Группа: Гости





Респект и уважуха вам земляки за эти очень нужные патриатические поиски наших исконных культурных корней,ведь не секрет что после печально известных событий 1917гг..,такие этносы как Мари и Удмурты вернули себе свое коренное родовое название вместо ярлыков данных им различными историческими династиями и продажными хронологами...Кому интересно покапайте, с какого времени народность Мари вдруг стала -Черемисами,а Удмурты-Вотяками..?Так называемая "независимая"Wikipedia ответа вам не даст,по сей день так и не известно куда подевались Буртасы так сильно похожие по обрядам и орнаментам на Мордву,а ведь это был значительный этнос...? Мозайка собереться тогда, когда вы уясните себе что для того чтобы стереть родовую память народа надо не только веру отцов подменить,но и сам этнос переименовать....В Русских летописях,так же неоднократно переписанных есть одно упоминание о так называемых чюваш, это 1524г поход Василия Иоановича на Казанских татар, сеча в районе Свияги и не более,а если вы найдете более ранние источники о чувашском этносе отниситесь к этому с большим недоверием и вполне по понятным причинам.Зато на картах 13-14-го вв.непонятно каким чудом уцелевших, купцов аж из самой Португалии видимо торговавших на Итиле(Волга),на месте современного города Чебоксары обозначено Веда Суар,Сувар (Су-уважение Ар-муж,личность).Когда откроете для себя кому поклонялись Сувары,сувазы какие у них были священные деревья и рощи,каким богам строили Капища, многое станет на своё место....
 
ГостьДата: Суббота, 27.08.2011, 17:09 | Сообщение # 38
Группа: Гости





Происхождение чувашского народа

Проблема происхождения чувашского народа стала объектом изучения историков еще в XVIII веке. Затем к исследованиям дореволюционных авторов (Н. Карамзин, А. Фукс, 3. Гомбоц, В. Сбоев, С. Михайлов, Г. Комиссаров и др.) в XX в. добавились труды выдающегося тюрколога Н. И. Ашмарина, археолога А. П. Смирнова,исследования историков В. Д. Димитриева, В. Ф. Каховского, этнографа П. В. Денисова, языковедов В. Г. Егорова, М. Р. Федотова, Б. А. Серебренникова, Н. И. Егорова, искусствоведа А. А. Трофимова и др. История чувашей рассматривалась во многих работах уфимских (Р. Г. Кузеев, Н. А. Махитов и др.) и казанских (А. X. Халиков, Р. Г. Фа-хрутдинов, Г.В. Юсупов, М. 3. Закиев, Ф. С. Хакимзянов, Д. М. Исхаков и др.) ученых. В изучении этногенетических проблем чувашей значительный вклад внесли венгерские (Д. Мессарош, А. Ро-на-Таш и др.) и болгарские (И. Коев, П. Добрев и др.) исследователи.

В разное время были выдвинуты самые различные гипотезы происхождения чувашей. Одни (А. А. Фукс, П. Хунфаль-ви) считали, что их предками являются хазары, другие (А. Риттих, В. Сбоев) — буртасы, третьи (В. В. Бартольд) — гунны, четвертые (Н. М. Карамзин, А. И. Фирсов) — финно-угры, пятые (М. Г. Худяков) — древние авары, шестые (В. Н. Татищев, Н. И. Ашмарин, 3. Гомбоц) — волжские болгары, седьмые (Н. Марр) — шумеры и т.д.

Мысль о родстве чувашей с волжскими болгарами впервые была высказана В. Н. Татищевым еще в первой половине XVIII в. Он писал: «Вниз по Каме жили би-ляры и чалматы... Ныне остатки их — чуваши, которых и вниз по Волге довольно; сии много язык свой татарским повредили». Научное обоснование эта теория получила в начале XX в. в работе Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши» (1902 г.). С этого времени начались жаркие дискуссии, выходящие далеко за пределы обсуждения собственно проблемы происхождения чувашей и ведущие к выяснению этнического соотношения чувашей и татар. Нельзя не согласиться на этот счет с известным башкирским ученым Р. Г. Кузеевым, который высказался однозначно: «Невозможно считать убедительными появляющиеся иногда попытки интерпретировать этногенез и этническую историю этих народов (чувашей и татар. — В. И.) вне связи с волхско-булгарским этническим миром».

О сходстве хозяйства, быта и культуры чувашей и болгар свидетельствуют и многочисленные археологические исследования. Первые унаследовали от своих сельских предков типы жилищ, планировку усадьбы, расположение дома внутри усадьбы глухой стеной на улицу, веревочный орнамент для украшения столбов ворот и т.п. Как утверждают специалисты, белая женская одежда, головные уборы (тухья, хушпу, сурбан), украшения (перевязь, накосники), бытовавшие у чувашей до недавнего времени, были распространены среди болгар, включая дунайских. В дохристианской религии чувашей, составляя важнейшую часть этнической специфики духовной культуры, традиционно и стойко сохранялись староболгарские языческие культы, содержащие некоторые черты зороастризма — религии древних этносов Ирана и Средней Азии.

Болгарское наследие у чувашей ученые обнаруживают прежде всего в их языке. Он единственный сохранившийся язык болгарской ветви, отличается от всех других тюркских языков тем, что звуку «з» в них соответствует чувашское «р» (так называемый ротацизм), а звуку "ш" — звук «л» (ламбдаизм), звуку «к» — звук «х» и т.д. Ротацизм и ламбдаизм характерны и для болгарского языка (например, чув. хёр (девушка) — общетюрк. кыз; чув. хёл (зима) — общетюрк. кыш; чув. хуран (котел) — общетюрк. казан и т.д.).

В развитии болгарской теории происхождения чувашей важную роль сыграло обнаружение чувашских слов в текстах болгарских надгробных надписей XIII—XIV вв., сделанное в XIX в. татарским исследователем X. Фейзхано-вым, и элементов чувашского языка в древнем славяно-болгарском источнике — «Именнике болгарских ханов». Известный тюрколог Н. А. Баскаков отмечал: «В современной. тюркологии считается общепризнанным и вполне с убедительной аргументацией доказанным положение о том, что в чисто лингвистическом плане языки древнебулгарский и современный чувашский являются близкородственными по всем уровням: фонетике, грамматике и лексике, образуя в системе тюркских языков единую группу, в то время как татарский и башкирский языки, кып-чакские в своей основе, имеют только некоторые булгарские черты... объясняющиеся не генетическими причинами, а лишь субстратным воздействием булгар на эти языки".

Концепция болгаро-чувашской этнической преемственности, как полагают, находит подтверждение, дальнейшее развитие и конкретизацию в современных исследованиях по археологии, этнографии, лингвистике, фольклору и искусству народов региона. К настоящему времени накоплен и частично опубликован значительный материал, характеризующий основные этапы этногенеза и этнической истории чувашского народа. Большую ценность представляют работы В. Ф. Каховского, В. Д. Димитриева, М. Ф. Федотова и А. А. Трофимова, в которых, в отличие от некоторых других трудов, проблемы чувашской истории, культуры и языка рассматриваются с учетом многих факторов. В последние десятилетия появились крупные исследования чувашских ученых о различных сторонах традиционной культуры народа, хозяйственной деятельности, общественного и семейного быта, особенностях народных знаний и философии, художественного творчества, современных социальных и этнических процессов.
Источник материала: www.chuvsu.ru

Добавлено (27.08.2011, 17:09)
---------------------------------------------
История республики Чувашия
Первые люди в пределах соврем. Чувашии появились ок. 80 тыс. лет назад, в Микулинский межледниковый период: на терр. Чувашии открыта Уразлинская стоянка этого времени. В конце позднего палеолита (древнекамен. века) люди перешли к родовому строю — матриархальным общинам. В эпоху неолита (4—3 тыс. до н.э.) Ср. Поволжье заняли финно-угор. племена — дальние предки марий. и мордов. народов. В Чувашии вдоль рек открыты стоянки мезолита (13–5 тыс. до н.э.) и неолита.
Большой сдвиг в обществ. развитии произошел в эпоху бронзы — во 2 тыс. до н.э. Распространилось скотоводство и земледелие, произошел переход к отцовскому роду — патриархату. В Ср. Поволжье в среде неолит. финно-угор. населения островками стали жить пришлые с юга индоевроп. племена фатьянов. и баланов. археол. культур, затем племена абашевцев и ираноязыч. срубников, знавших мотыж. земледелие, скотоводство и бронзовую технологию. В эпоху раннего железа (1 тыс. до н.э.) у обитавших в Ср.Поволжье финно-угор. племен ананьин. и городец. культур началось разложение первобытнообщин. строя, появ-сь укреплен. поселения. В кон. 1 тыс. до н.э. — 1 тыс. н.э. пьянобор. и позднегородец. финно-угор. племена, занимавшиеся охотой, рыболовством, скотоводством и земледелием, временами объединялись в союзы племен с чертами воен. демократии, у них постепенно усиливалось имуществен. неравенство.
Имеется неск. гипотез происхождения чуваш. нар. Большинство ученых придерживается след. версии. Тюркоязыч. предки чувашей в древности жили в Центр. Азии, в 1 тыс. до н.э. составляли зап. крыло в общности племен хунну. Они были скотоводами-кочевниками, начавшими приобщаться к земледел. труду. Впервые в письм. источниках под именами болгар и сувар они зафиксированы в 4—3 вв. до н.э. (Сев.-Зап. Индия, у подножий и в горах Имеона, соврем. Гиндукуш. Предки болгар и сувар в древности располагались по соседству с древнейшими вост. цивилизациями). В начале новой эры они начали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во 2—3 вв. н.э. Сев. Кавказа. Многовековые общения предков чувашей с ираноязыч. скифами, саками, сарматами и аланами — наследниками древней индоиран. цивилизации, включая шумерскую, обогатили культуру болгар и сувар — их хоз. занятия, быт, религиоз. верования (зороастризм), одежду, головные уборы, украшения, орнамент. В 30—60-х гг. 7 в. в Причерноморье существовало гос. образование Великая Болгария, но, теснимое хазарами, оно распалось. В 70-х гг. серебряные (нухрат) болгары переселились в Волго-Камье. Сувары на терр. соврем. Дагестана имели свое княжество, к-рое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата. После вторжения в 732—37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Ср. Поволжье и разместились южнее болгар. В 8 в. в Ср. Поволжье возник болгар. союз племен, куда под главенством болгар вошли сувар. и мест. финно-угор. племена. В кон. 9 в. союз перерастает в раннефеод. гос-во — Волжскую Болгарию, занимавшую обшир. терр. Ср. Поволжья от Самар. Луки на юге до р. Вятки на севере, от Ср. Камы на востоке до р. Суры на западе. Осн. отраслями хоз-ва Волж. Болгарии стали пашен. земледелие и животноводство, важное место занимали охота (сунар), рыболовство, бортничество. Возникли города Болгар (столица в 10—11 вв.), Биляр (столица в 12—нач. 13 в.), Сувар, Ошель, Нохрат, Жукотин и др. Получили развитие ремесла, внутр. и транзит. торговля.

В Волж. Болгарии появ-сь зачатки науки и образования, гос. языком яв-ся болгарский (древнечувашский). В 10—нач. 13 в. в процессе объединения болгар. и сувар. племен, говоривших на языке с ротацизмом («р» вместо «з» в других тюрк. языках), ассимиляции ими части финно-угор. населения сформировалась болгарская (древнечувашская) народность.

В 1236 Волж. Болгария была разгромлена монголо-татар. войсками под предводительством хана Бату. Терр. Ср. Поволжья включается в Золотую Орду как Болгарский улус. Население постоянно подвергалось насилию, физич. уничтожению. В 13—нач. 15 в. погибло ок. 80% жителей быв. Волж. Болгарии. Часть людей переселилась в Приказанье, Заказанье, а также в центр. и сев. р-ны соврем. терр. Чуваш. Респ. В 1438 от Золотой Орды откололось Казанское ханство, в составе к-рого кроме татар оказались предки чувашей, марийцев, части мордвы, удмуртов и башкир. Среди населения насильственно распространялся ислам.
На терр. соврем. Чувашии, а также в приказанско-заказан. районе, в Чувашской даруге, в результате повтор. смешения болгаро-чувашей с марийцами к кон. 15 в. сформировалась соврем. чуваш. народность, сохранившая болгар. язык и культуру. Основу народности составили болгаро-чуваши.
Чуваши не раз выступали против гнета казан. ханов и татар. феодалов. Их предводителями, согласно преданиям и письм. источникам, были Кочак, Пиге, Анчик, Сарый-батыр, Тугай, Амак и др. В кон. 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь рус. войска. Летом 1551, во время основания московитами г. Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Рус. гос-ва (см. Присоединение Чувашии к России).

После падения в 1552 Казани и подавления антимосков. мятежей 1552—57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой стороне. Войдя в состав России, чуваши избавились от исламско-татар. ассимиляции, сохра-нили себя как народность. В Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469, основан как город-крепость в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, к-рые вскоре стали торгово-ремеслен. центрами. Во 2-й пол. 16—17 вв. заселяются юж. и юго-зап. части Чувашии, покинутые в 14—нач. 15 столетий из-за разбойных нападений татар-ногайцев. В Чувашии получили распространение землевладения рус. свет. и духов. феодалов (в сер. 18 в. в крае числилось более 200 помещичьих, 8 монастыр. владений), росла числ. русских (в 1795 они составляли 19,2% всего населения). Центром консолидации и роста чуваш. народности стала правобереж. обл. расселения. В 16—17 вв. значител. часть чувашей Приказанья и Заказанья переселилась в Ниж. Закамье и Башкирию, другая часть — в правобереж. Чувашию, а оставшиеся на месте чуваши слились с татарами. Во 2-й пол. 16—17 вв. правобереж. чуваши заселили юго-вост. часть Чувашии, в 17—18 вв. переселились в Ниж. Закамье, Башкирию, Симбир., Самар., Пензен., Саратов., Оренбург. края. В 1795 из 352,0 тыс. всех чувашей в России на терр. будущей Чувашии проживало 234,0 тыс. (66,5%), а за ее пределами — 118,0 тыс. чел.
Чувашия стала областью относительно высокой земледел. культуры. Осн. традиц. занятия населения — пашен. земледелие, животноводство, хмелеводство, пчеловодство. Большое распространение получили промыслы по обработке дерева, кожи, шерсти, волокна и пр. С целью пресечения изготовления оружия, применяемого в нар. движениях, цар. прав-во в нач. 17 в. запретило чувашам и др. поволж. народам заниматься кузнечным и серебряным делом (вплоть до 19 в.). Во 2-й пол. 17 в. в городах Чувашии возникли кожевен., винокурен., салотопен. и др. предпр. рус. купцов. К сер. 19 в. в Чувашии насчитывалось ок. 150 кирпич., меднолитей., прядил., шелковопоясных и др. мелких предпр. В 18 — 1-й пол. 19 в. в крае действовало до 15 вотчинных кожевен., сукон. и др. мануфактур, имелись стекол. и сукон. ф-ки.
Чуваш. крестьяне платили в цар. казну денеж. и хлеб. ясак, несли трудовые повинности, поставляли в рус. армию по одному воину с 3 ясаков (с 6 дворов). В 20-х гг. 18 в. они были включены в разряд государственных крестьян, ясак заменен подушной податью и оброком, размеры к-рых в 18— 1-й пол. 19 в. систематически росли. Чуваш. крестьян эксплуатировали рус. и татар. купцы и ростовщики, собствен. патриархально-феод. прослойка — пуяны и коштаны. В 17 в. чуваш. окруж. князья, сотенные и десятные князьки и тарханы постепенно редели, в 1718—23 вместе со служилыми чувашами по указу Петра I они были уравнены с гос. крестьянами и приписаны к выполнению лашман. повинности. В 1830-х гг. ок. 100 тыс. чуваш. крестьян было передано ведомству уделов — стали крепостными цар. фамилии. Чуваши призывались на воен. службу в рус. армию, участвовали в Ливон. войне (1558–83), борьбе против польско-швед. интервенции (1611–14), польских походах, русско-турецких войнах 18 в. В Отечеств. войне 1812 тысячи чувашей самоотверженно сражались против наполеонов. полчищ.
В сер. 18 в. чувашей подвергли христианизации, но до 70-х гг. 19 в. их крещение носило формальный характер, проповеди велись на старославян. и рус. языках и были непонятны чувашам. Фактически они оставались приверженцами дохристиан. веры.
В 16—17 вв. терр. Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в нач. 18 в. она была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по адм. реформе 1775 вошла в Казан. и Симбирскую губернии.
Эксплуатация, произвол и бесчинства чиновников, насильствен. насаждение православия вызывали сопротивление населения. Чуваши участвовали во всех крупных выступлениях нар. масс в Ср. Поволжье в 16—1-й пол. 19 в.: в 1571–73, нач. 17 в., 1634, крест. восстаниях под предводительством С.Т.Разина и Е.И.Пугачева. В 1842 произошло вооружен. восстание чуваш. и марий. крестьян (т.н. Акрамовская война), направлен. против реформ П.Д.Киселева по управлению гос. крестьянами, в нем участвовало до 10 тыс. чел.
В 19 в., особенно после отмены крепост. права, в Чувашии развивались капиталистич. отношения, происходило социал. расслоение деревни, выделялась малочисл. торгово-пром. буржуазия. Однако по сравнению с центр. районами России этот процесс шел намного медленнее, с преобладанием первич. форм капиталистич. предпринимательства. Ко времени отмены крепост. права пром-сть края была представлена двумя сукон. и тремя винокурен. з-дами, к-рые, за исключением одной сукон. ф-ки, принадлежали помещикам. Кроме них действовали также небольшие поташные, стекольные, шелковопоясные мануфактуры. В кон. 19—нач. 20 в. возникло до трех десятков ф-к и з-дов, оформился немногочисл. отряд пролетариата: в пром-сти и на транспорте было занято ок. 6 тыс. чел. В 1878 возникло первое акционер. об-во «Товарищество алатырских паровых и водяных мельниц». В лес. пром-сти и лесоразработках в кон. 19 в. на сезон. работах ежегодно были заняты десятки тысяч чел. С 80-х гг. получило развитие фабрично-завод. лесопиление, до сер. 90-х гг. были открыты 6 лесопил. з-дов. Более 8% мужского трудоспособ. населения края уходило на отхожие промыслы. Развивалась транспорт. сеть. Пароход. об-во «Дружина» в 1860 в Звениговском затоне Чебоксар. уезда основало механич. з-д для постройки и ремонта судов. Чебоксар. пристань в 1860-х гг. отпускала товаров более 28000 т, в нач. 20 в. — ок. 16700 т. С 1878 от Алатыря до Васильсурска начал совершать рейсы пароход «Неожиданный». В 1891—94 шло стр-во линии Московско-Казан. железной дороги по линии Алатырь—Шихраны—Казань. Вдоль нее возникли предпр. по деревообработке, к-рая с кон. 19 в. стала осн. отраслью пром-сти Чуваш. края. В 1894 вступают в строй Алатыр. железнодорожные мастерские, ставшие самым круп. предпр. края.
Абсолют. большинство населения Чувашии (ок. 96%) проживало в сел. местности. Его числ. с 436 тыс. в 1859 возросла до 660 тыс. в 1897. В пореформен. период земледелие постепенно приобретало черты капиталистич. хоз-ва. В 1905 казне и уделу принадлежало 36,4% земли, помещикам и духовенству — 5,4%, купцам и мещанам — 1%, крестьянам-общинникам — 54%, крестьянам-собственникам — 2,7%, прочим — 0,5%. Надельная крест. земля находилась в распоряжении сельской общины, что тормозило развитие капиталистич. отношений. Результаты столыпинской аграрной реформы оказались в Чувашии незначительными
На рубеже 19—20 вв. происходит процесс консолидации чувашей в нацию. Тогда же в нар. массы проникают социал-демократич. идеи. Революция 1905—07 годов, последующее десятилетие отмечено выступлениями рабочих и крестьян против самодержавия, за демократич. свободы, отмену недоимок и косвен. налогов, против проведения в жизнь столыпинской аграр. реформы и т.д. Зарождается демократич. движение за национальный подъем, растет национальное самосознание народа. Этому способствовала первая чуваш. газета «Хыпар» («Вести»), выходившая в 1906—07.
В годы Первой мировой войны крест-во испытывало большие трудности. Мн. хоз-ва, главы к-рых были мобилизованы, разорялись. Росло недовольство войной. Осенью 1916 начались антивоен. выступления.
Февральская буржуазно-демократическая революция стала рубежом в развитии как общедемократич. идей в крае, так и национального самосознания чувашей. В городах и нек-рых волостях Чувашии наряду с органами Времен. прав-ва стали возникать Советы, большинство к-рых возглавляли эсеры и меньшевики. В июне 1917 в Симбирске на общечуваш. съезде было учреждено Чувашское национальное общество (ЧНО), поддерживавшее Времен. прав-во. Во главе ЧНО находились эсеры. Другое крыло национально-освободител. движения не имело завершен. орг-цион. структуры и было в осн. представлено нац. орг-циями солдат и матросов по месту службы, придерживавшимися большевист. идей. Эти два направления разошлись после Октябрьской революции и в ходе Гражданской войны. Непримиримая полит. борьба и кровавые столкновения не затрагивали нац. отношения между абсолют. большинством чувашей, русских и др. народов края.
24 июня 1920 декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР была образована Чувашская автономная область, а 21 апр. 1925 постановлением Президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР. В июне того же года в ее состав был включен город Алатырь с тремя волостями. Первые годы существования авт. обл., а затем и респ. были отмечены значител. трудностями и испытаниями. Их пик приходится на 1921, отмечен. вначале восстанием крестьян, жестоко подавленным, затем бедственным неурожаем и страшным голодом.
В 1929—36 Чуваш. АССР входила в состав Нижегород. (с 1932 — Горьков.) края.
..........................................................................................................................................
Архивное дело. Архивное хранение документов на территории современ. Чуваш. Респ. началось в период Волжской Болгарии, но в качестве самостоятел. структур. подразделений, учреждений архивы стали создаваться в ходе петровских преобразований в соответствии с «Генеральным регламентом» (1720). При всех гос. учреждениях Алатыр., Цивил., Чебоксар. и Ядрин. уездов были образованы архивы. Сложившаяся система просуществовала вплоть до 1918, когда был принят декрет ВЦИК «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».
В дек. 1922 в Чуваш. авт. обл. (ЧАО) было создано обл. отделение Центрархива (с нач. 1923 — Архивное бюро ЧАО). Постоян. деят-сть архив. учреждений началась с 1 февр. 1923. В июле 1924 началось формирование сети архив. учреждений в уездах...
Источник материала: www.cap.ru

 
tatarinДата: Пятница, 09.09.2011, 11:51 | Сообщение # 39
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
чуваши не только к булгарам, но и к тюркам не имеют никакого отношения, а вот у "болгаре и половцы - язык и род един". Русская летопись до монгольского нашествия. (П.С.Р.Л)., а русские знали, что говорить. как никак на протяжении столетии жили соседями и плотно соприкосовались

и мусульманами вы никогда не были, как булгары, вы были язычниками... и языческая ваша религия не имеет никакого отношения доисламским верованиям булгар

вы даже не финно- угры, вы вообще непонятно кто... по происхождению, а так вроде люди неплохие, но из-за своих комплексов страдаете.
 
ГостьДата: Пятница, 09.09.2011, 17:47 | Сообщение # 40
Группа: Гости





Хватит нас унижать!
4/5 булгар уничтожили, а язык наш -булгаро-хАЗарский, эти 2 языка были схожи..
На болг. язык = АЗык,
на чув.: АЗли - старший,главный, АЗатте - дед, АЗанне - бабушка, АЗамат - радуга, АЗту! - ЗАпомни!, АЗать -прелюбодействует, АЗар - побалуемся, АЗкн - прелюбодей, АЗкнчк - человек, любящий секс сверхмеры ( или - АЗкн син), АЗтуман - не запомнил, АЗтвать-помнит, АЗтватпр-помним, АЗтумастр - не помните, АЗ тумассе - не помнят (т.е. молчат -АЗыком не произносят) и т.д.
БулгАР, хАЗАР...АРсин - мужчина(Бог луны в Шумерии-СИН), АРсинача - мальчик, АРлх, ЫРлх, АРман - мельница, а не ЛЕС, как у ВАС...........Лес -ВАРМАН, МАН -мой, ман-забудь,(Бог неба в Шумерии -АН) АН -спускайся,ан-частица"не" :АНне -МАма....АН ту - НЕ делай! Ан тир! - НЕ коли!

ТИР:Тир-коли!, тюрьма: тирме-колоть, туман:туман-не делал, тума: тума-делать, сут: сут-продай, кун - первые деньги на Руси: кун- день ( деньги, тингер-взгляни!, тин - только сейчас)БАР -дай!Бармен//парман-не дал, пельмень //пельмень - не знал, арбуз (бусь- голова), ТИБЕТ:тюбе- небо, тибеть - сушится,тибе - сухо, ебе-мокро, Урал: урал -трезвей! УРРРА!!!:ура-нога,урай-пол,урам-улица, урас-трезветь, урапа- ногой, урапа-телега, УРАН- бесишься, ТУРАН-сверху, ТУРАН - крошишь, ТУРХ-кефир, ТУРА,ТОРА-БОГ, тура -наверху, на высоте, тура-расчёсывай(волосы), тура-гребешок, ту-гоРА, ту-делай! Туз:Тус-друг(Узы дружбы), АРКАН: аркан- расколись, КАНАРЫ: кан-отдыхай, АРканЗАС: зас -голос (SOS!), СИРЕНА, СИРЕНЬ: сирень- покровительствуешь, убираешь(зло), сирен-ваш, САРАНЧА: саран -стелешь,сьаран -луг, сьАР -АРмия, АРм-жена, ПАРиж: пар-дай,иш-плыви, царица Шумерии ИШтар (тар- убегай, тар -пот),ТАРАН-убегаешь, ТАРЗАН - если убежать?, САН -твой
ИКЕА -ике=2, Висел:висе=3, квадрат: твад=4,твать-делает, АВАНС, АВАНТА, АВАНЗАЛ,АВАНГАРТ: аван-хорошо,аван-сгибаешь,авон-согнись! КАРТЫ: карта-забор, кар -загороди,кар-открывай,КАРМАН-не открыл, сарман - не постелил,арман-мельница
Балл..палло-отмечено, ПАЛАС :паллас - узнать, ВЕЛЕС:вилес-умирать,виль эс -умирай ты.
Продолжить?
Так можно бесконечно - думайте, гадайте КТО -чуваши: недавно появились или древние совсем?
ВИРЬЯЛ..........Вирья (инд.) - смелость, мужество или семя муж.
КАМА СУТРА....Кама сутре? - Кому продал?
ИНКИ.....инки- жена брата=тётя...........КАНАДА:Кан-отдыхай,ада-сапог, Атл (у индейцев)-большая вода,Атал -Волга,алга-серьга,вол,вл-он
Атал=Волга...Ат-сапог, ал-рука,алла=50,аллах -рука же, алРА -в руке,АЛТАРЬ...АЛАТЫРЬ(ала-молоти, тыр-зерно), ТУЛА: тула-пшеница, тула-наружу, ТЮМЕНЬ- не молотили,ТВЕРЬ,оз. ИЛьМЕНЬ-не взял, алтр- ковш, Алтр сьлтр- Большая Медведица.Похожа на КОВШ?
Сьл -колодец,сьл!-спаси! Сьлкусь-родник,источник,кусь -глаз, ГУСАР:кусар-покатимся,УЛАН: улан-воешь, ула-пёстрый( уланы с пёстрыми значками), КАЗАК: каз-режь,ак-сей,КУЛАК: кул- улыбайся, ак-сей,ак-вот! АНУС: ан ус- не свисай, ус(а)-польза, усал-злой,зло, мур -злая сила,
Амур- противное злу=любовь
БУЛА СУВА! -приветствуют на далёком Фиджи, где,как пишут(в США) появились первые люди, ибо все хим. элементы соответствующие там есть.
СЫВА БУЛ! - говорят у нас прощаясь. Сыва -ЗДОРОВ, бул - БУДЬ!....ыВАЛ -сын,син -человек,сыВАЛ -выздаравливай! (ВАЛерий -означает Здоровый)
Була - рыба (на чув.).
САРКИЛЬ...КИЛЬ-приходи! Киль - ДОМ родной, кюль -озеро,кюль -запрягай, Сара- жёлтый,золотой,солнечный, Шура- белый, хур -положи,хур-гусь, хуран-ложишь,хуран-котёл, хуран -берёза, хура- чёрный, ура-нога,хурал-караул, хурах! -караул!,хур,хурах-ложи,положи кара ул -чёрный сын,хара! -бойся! ХРАП-боюсь,ХРАМ - побоюсь(Бога).
Приток Дона р.ЧИР: чир-болезнь, сьпан- чирей, сыпан- берёшь в рот, суРАН -плюёшь, суРАН - РАНа, куРАН -видишь,мур ан - зло выходи,уходи,спускайся, МУХТАР -похвалим, мухтав-хвала,ХВАЛА -отгоняй,прогоняй, ХУЛА: хула-город,хул-плечо, ху-сам, ПЕЧЕНЬЕ,ПЕЧЕНЬ: печень-одиноко, ВАР-Ж.К.Т., песьерет -варит, ерет-заразится, еркн-любовник,кн -
Можно и без гласных писать многие слова - это означает: не тюрки -наш народ,это верно.
Мк-мох,мкнь-мак, ськр-хлеб, тр-стой, ТРАП -стою, Кве-моль, квенте -коромысло(им полоскали вещи в ведре),Квенте сьлтр- 3 зведы (яркие) в небе* * *, ,сьл-спаси,сьл-колодец...СЛАНЕЦ: сьлан эс - ты спасаешь,АРСЕНИКУМ: арсен-арсин и кум, куматте-крёсный.

У Вас :дедушка -бабай, бабушка -эби, у нас тоже некоторые говорят:"Аби"
Язык (тат) - тел.
У нас : АЙ-низ, айакра -вдали,акре- посеял, тель-цель,тель пулна-встретились, тель - в точку,точно....Зри в корень( в точку)....ЗРИтель
Теллес-прцелиться, теллеп-прицеливаюсь, теллен - прицеливаешься,телен-удивляйся, ТЕЛЕК -СОН: "Телек куртм - видел сон".
Язык -чльхе, видимо оттого, что похож на чулок, который уже в древности научились вязать.
Чль- кусок хлеба..........Чльм (чльем) - папироса, эм -соси! эмерть - дай грудь сосать ребёнку,эметь -сосёт,эмет -мечта,сэмерть -черёмуха.
 
tatarinДата: Пятница, 09.09.2011, 18:46 | Сообщение # 41
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
откуда такие данные ? cry ??? с потолка что ли ? ... вы всегда были язычниками, а мы (булгаро- татары) мусульманами... и нет на территории чувашии ни одного булгарского памятника и не может этого быть по определению. вы просто чуваши (и были ими), а мы наследники булгаро- кипчаков и золотой орды ! иван грозный после присоединения казани взял в себе титул и как царя "булгар "

казанцы и как их предки булгары после присоединения к руси и дальше держали всю восточную торговлю в своих руках, а у вас таких талантов не было и нет...

что ещё ? вы даже внешне близко не подходите по своим антропологическим данным к булгарам (по герасимову), а казанские татары полностью соответствуют
 
ГостьДата: Пятница, 09.09.2011, 19:43 | Сообщение # 42
Группа: Гости





Надо же : "Семерть" звучит,как смерть, и ягоды чёрные, хоть и вкусные очень..
Видно, трудно было выживать.. Особенно, когда КАРА УЛы....Кампа хурална, сьяванпа шуралмалла?(посл.)
ШИТ- единица изм. пальцами(1бр шит, 2ике шит, висел, весы 3висе шит...), ШУТ-счёт,шутла-думай,считай, ХУДОЖНИК...хут-бумага, ХУТла -умножай, ике худ -дважды, СУДАН: суТАН -продаёшь,су-вода,тан -поровну,ТАНАИС,ис,эс-ты, Искандер: кантер -пусть отдыхает,кан-отдыхай, тер-сказал,др-вставай,др-стой, кандер-конопля, кандр -юг, сад-САТ, участок -АНА, КавКАЗ(каз-режь),Казбек(казь-вечер, пек-похоже,похожий), АНАПА: АН,аппа! -спускайся,сестра! Анна аппа, анап -спускаюсь,ЯЛТА: ялта -в деревне,ял- деревня, СУХУМИ - шыв хуме, СУХУМ-=шыв-хум(вода-это волна),хумланать- волнуется, КЕРЧЬ: керчь,керче-вошёл,КЕРеке -застолье, СУДАК: сут-продавай,ак-сей, АКА- посев, уй-поле, ту-гора,ту-сделай(гору урожая?), а после осенью - ТУЙ -свадьба,потому: АКАТУЙ!!......... ДУЙ:туй-чувствуй,ДУХ: тух-выходи(возДУХ?), ШАЛАШ:шал(а)-внутреннее(аш?),шаль,шала-вовнутрь, ШЕЛОМ: шлм-младший братишка, ШМА: шматкун- суббота,кун-день, ВЫРсарниКУН-воскресенье(выр-жни, сар-жёлтый,(золотая РОЖЬ?)
ТинГЕР -взгляни! ЗИНГЕР: Син, кер! -Заходи,человек!.сенГЕР-голубое(небо?),МосКВА, ос-ум, КВАкал,квак ал -синяя рука, квак- синее,голубое, квакарчн -голубь(ГОЛУБчик мой), мой,мй-шея, чик-засунь,вонзи....СЕНЯ, СЕНИ,СЕНО :сене,сень - НОВОЕ, САНИ: сан-и? -Твой??
Лёд -пр, согни -пр! Пыр-приходи! пыр-горло, ыр-добрый/хороший, ыран-завтра,пыран-придёшь, сыран (портянку - тлла) ТЫЛ, тлла утна! - Коню ноги завяжи! ут- иди! утна-шёл, ходил, лошадь-лажа, конь-ут, сено-ута, сытый-тута, губы, рот-тута..
Караул -хурал: ХУР,АЛ! -положи,рука! (кто-то воровал?)....ТЕЛЬман: тль(тель)-цель, ман -мой=МОЯ ЦЕЛЬ.
Что означает: Итиль?....Звучит,как :Ыйт иль - попроси возьми // или: Йыт иль - собаку возьми!(убери?)....Йыт(йыта)-собака, йт(йыт)-подними....йут(ют,юд) -чужой, иль - возьми,илем-возьму, Илем- Христ. религ.праздник.
Илен-берёшь, Ильяс: илес-брать, иль эс!-ты бери!...Виль-умирай, киль-приходи, СИЛЬ - ВЕТЕР, ВОЙ(вй)- СИЛА, ВОЙлА-сильный,ЯР- отпускай,опускай, ЯМА:яма(ярма) -отпускать, опускать.... ЯРМО? ..СИЛх -грех, хрех - девушка же, херех=40, хер эс-ты девушка,херес-крест, херес-разогревать( металл в кузнице),херле -красный, херача-девочка(Красна девица?)... Ырлх -добро
 
tatarinДата: Пятница, 09.09.2011, 20:02 | Сообщение # 43
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
назови источники, а так получается по вашему Кампа хурална, сьяванпа шуралмалла?(посл.)
 
tatarinДата: Пятница, 09.09.2011, 20:04 | Сообщение # 44
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
"итиль" с тюркского может означать "страна мяса" и это больше может соответствовать реалиям, чем "собаку возьми"
 
tatarinДата: Пятница, 09.09.2011, 20:05 | Сообщение # 45
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 16
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
или "страна собак"...
 
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Происхождение чувашского народа (Среднеазиатская версия)
Страница 3 из 31«123453031»
Поиск:

Copyright СТерХ © 2017