Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
24.06.2017, 03:05
Чувашские песни
Главная Чувашские сказки - Страница 2 - Форум о Чувашской культуре Регистрация Вход
javascript://
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
Модератор форума: Kiremet, gjanet880 
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Чувашские сказки
Чувашские сказки
erophorteldДата: Вторник, 07.08.2012, 18:12 | Сообщение # 16
Группа: Гости





ошибся с разделом, удалите
 
ГостьДата: Понедельник, 10.12.2012, 04:43 | Сообщение # 17
Группа: Гости





www.chuvashculture.org/?q=ru/node/54
<< ДЕРевья.... Чувашское народное поверье связывало с деревьями мифы главным образом на северных территориях, там, где раньше Поволжье покрывали почти непроходимые дремучие леса, там, где и сегодня тянутся почти сплошные леса. Воображение населяло лесной массив страшилищами упăте: арçури и создало культ леса, который в чувашской мифологии играет немалую роль. Деревья и места жертвоприношений киреметей, а также некоторые кладбища, располагались в лесах. Душа чуваша находила в лесной чаще мистику и страх. Треск ветвей деревьев, шелест листвы на ветру, как призрачный шум наводили на них ужас. Суеверные чуваши боялись одиночества в лесу. Раньше села находились в лесу на полянах, и они со всех сторон были разделены лесом. В этом мы видим причину того, что северная часть Чувашии изобилует диалектами. Села и люди реже контактировали друг с другом, не очень-то осмеливались далеко уходить в лесную чащу. Соответственно в говоре каждого села имеются кое-какие различия, не существующие в произношении соседнего села.Южная часть Чувашии уже в меньшей мере лесиста, ее самый нижний конец в Симбирской губернии - это безлесная степная низменность. По мере исчезновения лесов все больше ослабляется и культ леса. В холмистых южных степях только изредка бросается в глаза одиноко стоящая береза, о которой народу неизвестно, откуда она там появилась, так как там же стояла уже и во времена отцов и дедов. К одиноким деревьям, выросшим в степи, испытывают страх, считают, что это местонахождение определенных злых духов. Боятся срубить, потому дерево гниет или высыхает на корню, если его не сожгет молнией.О некоторых из деревьев есть поверья.
* * * БЕрЁЗА (хУРăн) не только одно из самых красивых деревьев северного края, но одна из самых полезных пород. Из ее коры приготовляют всякую посуду и домашнюю утварь. По поверьям северных чувашей, и киремети охотно обитают там, где береза в обилии. Деревом киреметей, где они живут, куда приносят им жертвы, как правило, является береза. Кое-где на северной территории ее считают и "жертвенным деревом" (чÿк йывăçĕ), с нее обламывают те ветки, с помощью которых обрызгивают водой жертвуемых животных, и к подножью этого дерева ссыпают кости животного или золу сожженных костей и все прочие несъедобные части животного, приносимого в жертву.
* * * ОCИНа (ăВăС). В северночувашском вус. Народное поверье считает его проклятым, плохим деревом (см. легенду о т а б а к е). Не употребляют ее древесину при строительстве церкви; нужную для церкви мебель, скамейки не делают из осины. Про колдунов считают, что они по ночам выходят из своих могил и даже после своей смерти наводят порчу на людей, сотворяя много злого. Но если раскопать их могилу и воткнуть им в сердце осиновый кол и снова засыпать могилу вместе с колом, больше они не смогут выйти оттуда. (ЧАНтăр).Кусочком, отрезанным от липы (поччиç), с соответствующим волшебством можно сделать женщин бесплодными (см. в главе Колдовство).
* * * РяБИНа (пилеш). Ее листья и кусочки ветки используют для предотвращения порчи колдуна. Идя на свадьбу, северные чувашки ее листья закалывают в свои волосы и к своему головному убору, так как на свадьбе возможность наведения порчи имеет большую вероятность. Тот, кто постоянно носит с собой кусочек дерева рябины, на того не распространяется никакой заговор колдуна. Это является также эффективным средством и от сглаза (см. Сглаз).
* * * ЧЕРЕмуха (çĕМĕРТ). Живущее в лесу страшилище упăте очень боится треска ЧЕРмуховых веток, горящих в огне. Народное поверье гласит, что упăте обычно подходит к находящимся в лесу дровосекам и углежогам, когда те в холодные ночи греются у костра. Он тоже садится с ними около костра и греется. Но если в огонь бросают ветки черемухи, они очень трещат и искры летят во все стороны. Он боится приближаться, боится за свою шерсть, как бы та не загорелась. >>

www.fairy-tales.su/narodnye/chuvashskie-skazki/1777-pochemu-sosna-i-el-vechno-zeljonye.html << ПОЧЕМУ СОСНА и ЕЛь ВЕЧНО ЗЕЛЁНЫЕ.... * * * Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила оСЕНь. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать - не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», - подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.На опушке леса стояла кудрявая красавица -БЕРЁЗА. Птичка к ней с просьбой:- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, - ответила берёза.Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит - стоит развесистый ДУБ-великан. Стала она его упрашивать:- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.- Вот ещё придумала, - ответил дуб. - Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит - на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ВЕТЛА.- Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, - просит и ветлу бедная птаха.- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ветла.Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ЕЛь.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? - спросила она птаху.- Куда иду, и сама не знаю, - ответила та.- Как же не знаешь? - удивилась ель.- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, - печально сказала птичка. - Иду, куда глаза глядят.- А что же ты со своими подругами не улетела?- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать - никто не пустил, никто не пожалел.- Ах, бедняжка! - жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку - она самая тёплая.Рядом с елью стояла старая СОСНА. Она тоже ПОЖАЛЕЛА пташку.- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной МОЖЖЕВЕЛьНИК .- Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить? Царь холода, Моров, сказал:- С берёз, с вётел - со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят ЗЕЛЁНЫМИ.Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ЕЛь, СОСНУ и МОЖЖЕВЕЛьНИК . Так они и по сию пору остались вечно ЗЕЛЁНЫМИ. >>
 
ГостьДата: Воскресенье, 02.06.2013, 06:22 | Сообщение # 18
Группа: Гости





cterra.com/skazki/na_vore_shapka_gorit.html << НА ВОРЕ ШАПКА ГОРИТ... В одном селе у крестьянина украли деньги. Собрались селяне на большой площади, чтобы решить, как им вора поймать.Вдруг один из собравшихся как закричит:− Люди, глядите! На воре шапка горит!Тут один молодой парень быстро сорвал со своей головы шапку и швырнул её на землю.Вот так вор себя и выдал.Болгарская народная сказка. Перевод © Татьяна Кабанова, 2012 г. >>
~~~~~~~~~~~~~
Эту сказку каждая чувашская мама рассказывает детям своим уже в 2-3 годика..
чв. Вирьял: ПОЛ,=ПУл -БУдь! ... чв. ПА"Лхар =ПОЛХАР =ПЛХАР ... чв.вирьял: ПОЛ-ХА,=ПУЛ-ХА (БУдь же ) ... чв. ПЁЛь-ХА =ПЛь-ХА! -узнай-ка!
 
Форум о Чувашской культуре » Общие форумы » История и культура чувашского народа » Чувашские сказки
Страница 2 из 2«12
Поиск:

Copyright СТерХ © 2017